- Я попал на фронт в самом конце войны, воевать-то мне пришлось недолго, - предупредил меня Геннадий Павлович Лимонов, когда я позвонила ему по телефону с просьбой о встрече. Но Великая Отечественная война в его жизни оставила большой след. Ведь уроженец Фаленского района, а ныне житель Вятских Полян Геннадий Павлович Лимонов из тех людей, кого можно отнести сразу к трем категориям: дети войны, труженики тыла и участники войны.
Когда началась Великая Отечественная война, ему было только 14 лет. Но страшное бедствие, обрушившееся на страну, стерло грань между взрослыми и детьми. Вместо ушедших на фронт отцов, мужей и старших братьев выходили на колхозные поля и вставали за заводские станки хрупкие женщины и подростки. Вот и отец Геннадия ушел на фронт. И в 1942 году, когда пареньку только исполнилось 15, он окончил курсы трактористов и вместе с отцовой сестрой, которая была комбайнером, стал работать на тракторе - пахал колхозные поля. Работали днем и ночью, посменно. А когда родственница-напарница уходила ремонтировать комбайн, то Геннадий и вовсе оставался один на один с огромным полем.
А в 17 лет, в августе 44-го, Геннадия Лимонова призвали в армию. В течение семи месяцев молодых ребят учили в школе авиаспециалистов. А когда ему 27 февраля 1945 года исполнилось 18, отправили на фронт. На аэродроме в городе Бельске в Польше, а позднее уже в Германии, он заправлял боеприпасами пулеметы и пушки на истребителях. Самолеты делали иногда по 5-6 вылетов в день, так что работы у молодого авиаспециалиста было много.
День Победы Геннадий Лимонов встретил на посту у штаба полка в Германии. Их аэрозона со взлетной полосой и ангарами находилась прямо в поле.
- Началась стрельба в воздух. Сначала я подумал, что это нападение…
Уже после официального окончания войны Геннадий Лимонов получил ранение в ногу, подорвавшись на мине. После лечения в госпитале его демобилизовали, и он вернулся домой. Рана долго давала о себе знать болями, но все же Геннадий Павлович был рад, что остался на своих ногах. А вот его отцу повезло меньше. В то самое время, когда Геннадия отправили на фронт, его отец лежал в госпитале в Москве. Он тоже подорвался на мине, когда был в разведке. В рану попала грязь, началось заражение, и врачи ампутировали ему обе ноги.
Немало пережила в военные годы и супруга Геннадия Павловича, Нина Федоровна. Родом они из одной деревни. Нина постарше своего мужа только на два с половиной месяца, то есть в годы войны тоже была подростком. На фронт ушел отец, а также старшая сестра. Ей пришлось работать наравне со взрослыми в лесу, а затем в «Вятлаге».
- Как выживали во время войны – голодные, физически измотанные?
- Траву ели! Все женщины ходили с большими животами, как беременные, вспучивало их от такой еды, а чувства сытости не было. От голодной смерти, наверное, спасли картошка да молоко…
После войны Геннадий Павлович работал электромонтером на местной ГЭС, затем - снова в МТС трактористом, а когда в 1959 году МТС ликвидировали, пошел в колхоз, где трудился до пенсии. Нина Федоровна работала на ферме телятницей. И это при том, что вырастили пятерых сыновей!
Все пятеро сыновей закончили среднюю школу, сходили в армию. Но, увы, двое старших серьезно заболели и слишком рано ушли из жизни. Третий сын, Александр, уехал к родственнице в Вятские Поляны, устроился здесь на завод, потом работал вахтовым методом и совсем недавно вышел на заслуженный отдых. Живет с родителями в одном доме – через стенку, в соседнем подъезде. Четвертый сын, Анатолий, живет в Суне, а младший Павел – в Нижней Тойме, работает на заводе.
- Он нас и снабжает картошкой, луком, морковкой, свеклой, капустой, - рассказывает Нина Федоровна.
Сейчас супруги Лимоновы уже с гордостью рассказывают о достижениях своих внуков: кто-то учится, кто-то уже работает. Их у них шестеро. Как и сыновья, они тоже навещают бабушку Нину и дедушку Гену, которые живут сейчас в теплой благо-устроенной квартире, на покупку которой была использована также и субсидия для улучшения жилья для ветеранов войны, предоставленная государством.
Комментарии