Дневник Hatmaster: 25 июля 2014. Смоляниново («Русская Калифорния») – Чита Вятские Поляны
Вятские Поляны

Дневник Hatmaster: 25 июля 2014. Смоляниново («Русская Калифорния») – Чита

дневник

Рано вставать мы не стали, еще вчера вечером договорились отоспаться с долгой дороги, утром Валерий и Дима занялись утренней пробежкой вдоль трассы, после легкого завтрака мы выехали в маршрут.

Преодолев несколько километров, вновь видим голосующим на обочине нашего вчерашнего попутчика по имени Иван. Останавливаемся рядом, спрашиваем его:

- Иван, ты что, пешком собрался идти в свой Чернышевск? Садись – подкинем.

- Я всю ночь ловил попутку, но никто не садит, вот ранним утром и пошел пешком, думаю, может кто остановится, - рассказывает Иван.

- Ты ведь, наверное, так ничего и не ел со вчерашнего вечера. Бери что понравится, тут у нас всякие вкусности есть и сок, - предлагаем мы, замечая его уставший вид и грустные глаза.

Пока парень завтракает, Валерий интересуется:

- Ты хоть куда все-таки едешь, тебе точно надо в Чернышевск?

Парень поежился, видимо, ему не очень хочется рассказывать о себе, но затем все же признается:

- Я от друзей еду, из Хабаровска, а в Чернышевске у нас детский дом, я там живу, сейчас каникулы в школе, вот и поехал.

- Ты в каком классе учишься? Думаешь ли, кем хочешь быть после школы, будешь учиться где-нибудь еще или сразу пойдешь работать? – Спрашивает Валерий.

- В восьмом учусь, через год заканчиваю школу. Не, ещё не знаю, что буду делать, учиться хочу в техникуме, у нас там есть.

- А мечта у тебя есть какая-нибудь, может, хочешь стать кем-нибудь, заниматься чем-то интересным? – Продолжает Валерий.

- Не, какая мечта, я не знаю еще. Вот выучусь – там видно будет.

- Ох, Иван, Иван, держись как-нибудь, все в жизни бывает, и задумывайся уже сейчас, в свои 15 лет, чем будешь заниматься в жизни, какое для себя дело выберешь. Это – очень важный шаг, - желаем ему мы.

Парень наелся и сразу задремал, время от времени пугливо просыпаясь при каждом сильном толчке автомобиля, подпрыгивающего на высоких кочках. Мы в шутку окрестили волны на «штормящем» асфальте «титьками», и, подскакивая вместе с авто на каждой очередной «волне», дружно хохотали при упоминании этого забавного слова. Так было значительно веселее ехать, тем более, наш пассажир оказался весьма неразговорчивым парнем (сами мы уже давно успели обсудить друг с другом все интересные для нас темы, за почти четыре месяца пути вокруг света). Волнистый асфальт не позволяет передвигаться по трассе с постоянно скоростью, все время приходится тормозить, и это сильно выматывает как водителей, так и пассажиров, при многочасовом движении по такой безобразной дороге сильно укачивает, чувствуешь себя как будто перекупался в штормящем море, когда вестибулярный аппарат начинает давать существенные сбои, и человек ходит как будто покачиваясь на волнах.

Вскоре мы въезжаем в Забайкальский Край, о чем красноречиво свидетельствует большая красочная стела, установленная возле дороги. Естественно, делаем фото на память и движемся дальше, по дороге, количество «титек» на которой, к нашей вящей радости, резко сокращается. Теперь можно разогнаться до нормальной «крейсерской» скорости и значительно ускорить передвижение по автодороге, ведь впереди у нас еще сотни километров пути до Читы.

По пути видим красивую каменную часовню, вздымающуюся на вершине горы, решаем посетить ее и преклонить колени в этом прекрасном месте. Наверх ведет узкая дорожка, по которой поднимается наш автомобиль, затем держим пеший путь до самой часовни; купол ее, несущий крест, покрыт золотом, сверкающим на солнце, внутри – просторно и пусто, лишь небольшой колокол в основании свода, несколько икон вместо иконостаса и подставка для свечей.

Часовня, судя по всему, построена недавно, она радует глаз издалека, а вокруг нее открывается потрясающе прекрасный пейзаж, панорамный вид на таежные дали, уходящие до линии горизонта, ограниченные лишь вершинами сопок.

Далеко внизу, по федеральной трассе бегут большегрузы и легковушки, а мы нашли несколько минут для того, чтобы постоять в тишине на вершине горы.

Иногда в пути необходимо остановиться просто для созерцания красоты и гармонии нашего удивительного мира, который является воистину совершенным, вот и мы, повинуясь некоему внутреннему ощущению, делаем такие остановки в нашем путешествии вокруг Земли.

Следующие несколько сотен километров мы наблюдаем красочную игру светотени; местность все еще остается гористой, по небу плывут густые облака, обещающе скорый ливневой дождь или даже грозу во второй половине дня.

Добравшись до Чернышевска, который оказался крупным населенным пунктом, мы прощаемся с Иваном, с грустью стоящим возле автомобиля, чувствовалось, что ему понравилось с нами общаться, по пути, благодаря шуткам, он заметно повеселел, заулыбался, а сейчас, видимо, ему вновь предстоит вернуться в детский дом.

- Иван, тебе куда-то еще надо ехать или здесь рядышком? Можем довезти тебя? – Интересуемся мы.

- Детский дом за поселком находится, до туда 10 километров будет, но в другую сторону от трассы, туда ходят автобусы. Я уехать могу туда сам. – Отвечает он.

- Может тебе денег на автобус дать, у самого, небось, не на что ехать? – Спрашивает Валерий.

- Угу, денег нет, - виновато отвечает Иван.

- Держи 300 рублей, этого хватит, чтобы доехать?

- Хватит… Спасибо вам.

Мы с грустью обнимаем напоследок бедолагу Ивана, а после отъезда еще очень долго едем молча, в полной тишине. Каждый думает о своем, но очевидно одно: несчастный парень, скорее всего, ставший жертвой нелепых и независящих от него обстоятельств попал в детский дом, фактически вырос в нем. И сейчас он один в свои 15 лет проделал отнюдь не близкий путь в 1600 километров, явно добирается уже несколько дней, ночует на трасе или в лесу, где полно диких зверей (край - таежный, населенных пунктов здесь очень мало, на сотни и тысячи километров вокруг – сплошная тайга).

И тут мы отчетливо понимаем, сколько проблем в нашей огромной стране, сколько горя и страданий выпадает на долю ни в чем не повинных детей, зачастую становящихся жертвами обстоятельств, когда родители пьют, рукоприкладствуют, выгоняют из дома. Когда общество не готово предоставить таким «трудным детям» достойную работу, и они после окончания детского дома зачастую попадают в зависимость от криминальных группировок, пополняя их ряды. Что ждет Ивана дальше, кем он станет в дальнейшей взрослой жизни? Озлобленным на весь мир, на своих нерадивых родителей, на воспитателей и педагогов, на всю страну? Или, прислушавшись хотя бы чуть-чуть к нам, его случайным попутчикам, сделает правильные выводы, станет старательно учиться, обретет осязаемое, светлое будущее? Мы этого не знаем, но искренне бы хотелось пожелать ему добра, найти свое достойное место в жизни.

Очень много мыслей возникает в голове, когда видишь голодных, замкнувшихся в себе детей, брошенных родителями на произвол судьбы. Бедная Россия, сколько в тебе еще страдания и горя; особенно здесь, в этих суровых таежных краях, между Западом и Востоком, в нищих деревнях с покосившимися старыми домиками, с разрушенными колхозами и совхозами, с извечным бездорожьем и безголовостью пропивающих последнее мужиков, за которых жены тянут на своем горбу детей и все домашнее хозяйство. Мы видели множество стран, сталкивались с самыми разными людьми и ситуациями на своем пути, но только здесь и, пожалуй, во Вьетнаме, мы воочию соприкоснулись с тяжелыми социальными проблемами. Особенно болезненно осознавать это у себя на родине, куда мы с такой радостью вернулись после почти 4-х месяцев странствий по странам и континентам.

После Чернышевска леса и кустарники вдруг полностью исчезают, нас окружают обширные степи, и лишь далеко, на линии горизонта видны невысокие сопки. Удивляет столь резкая смена пейзажей, как будто внезапно попадаешь в совсем иную реальность.

Мы проезжаем возле степного пожара, сухая трава горит на небольшом участке, но наши попытки созвониться с МЧС по телефонам горячей линии и по всем телефонам экстренных служб не увенчались успехом: все номера либо молчат, либо недоступны для вызова.

Небо затягивается серыми дождевыми тучами, сквозь них во все стороны устремляются яркие солнечные лучи, создающие незабываемое по красоте зрелище. Затем начинается ливень, а мы уже поднимаемся по серпантину на высокие сопки, на их склонах вновь появляются густые березовые рощи и лиственничные леса

В этих местах все время происходит что-то новое, мир за окнами автомобиля ежеминутно удивляет буйством красок, гармоничным сочетанием цветом и форм. Красота русской природы заключается в одухотворенности пейзажей, в глубоком колорите всего того, что нас окружает среди этих необъятных, на самом деле грандиозных просторов одной шестой части суши, протянувшейся от океана до океана.

Вечером мы въезжаем в Читу, город оказался совсем небольшим, достаточно компактным, в нем почти нет многоэтажных зданий, архитектура хранит черты советского времени, преобладают стандартные «хрущевские» пятиэтажки, которыми повсеместно выполняли пятилетние планы по обеспечению населения благоустроенным жильем.

В Чите мы первым делом посещаем буддистский храм – дацан, попавшийся нам по пути и привлекший яркими и необычными архитектурными формами. Большая часть населения Читинской области и соседствующей с ней республики Бурятия исповедует учение Сиддхартхи Гаутамы, во многих, особенно крупных населенных пунктах построены дацаны и ступы, что позволяет верующим справлять свои религиозные обряды.

Гуляем по дацану, разглядывая красивые статуи львов, молитвенные барабаны, богатые украшения главного храма, выполненного в форме мандалы.

На территории дацана стоит юрта – традиционное жилище бурятов.

Обходим храм вокруг по часовой стрелке, что предписывает буддистская традиция, вращаем тяжелые молитвенные барабаны, после чего садимся на мостовую и обсуждаем наши дальнейшие планы.

Завтра предстоит преодолеть немалое расстояние до столицы Бурятии, города Улан-Удэ, значит, сегодня нужно постараться проехать еще некоторое расстояние, к тому же, в гостиницах города непросто найти номера по приемлемой для нас цене, все предложения слишком дороги.

По пути заезжаем поужинать в крохотное кафе, где компания девушек и юношей отмечает День рождения своей подруги. Ожидая готовности заказанных блюд, мы также решили поздравить именинницу, которой сегодня исполняется 18 лет, вручив ей презентационный комплект кругосветной экспедиции “HatMaster” и традиционную русскую шапку «треуху», из числа ограниченной партии, выпущенной специально для нашей экспедиции компанией «Мехико». Девушке было очень приятно получить неожиданные поздравления от путешественников, а нам – просто поздравить человека с Днем рождения. Быть может, наше появление на празднике останется в памяти этих людей, жителей далекого от нас русского города Чита.

На ночь мы расположились за городом, в очень уютной частной гостинице, в которой к тому же имеется прекрасно работающий высокоскоростной Интернет, что вдвойне приятно после многочисленных затруднений с доступом в Интернет, которые мы испытываем на протяжении всего пути по отдаленным восточным регионам России.

По материалам источника: Владимир
5 Дневник Hatmaster: 25 июля 2014. Смоляниново («Русская Калифорния») – Чита

Комментарии

Поможем найти
ЯХ