Мы были и остаёмся вятскими… Вятские Поляны
Вятские Поляны

Мы были и остаёмся вятскими…

Фото Мы были и остаёмся вятскими… Вятские Поляны
Фото Мы были и остаёмся вятскими… Вятские Поляны
Фото Мы были и остаёмся вятскими… Вятские Поляны
Фото Мы были и остаёмся вятскими… Вятские Поляны
« »

= Вятскополянскому району – 85 лет =

…Это не манифест абсолютных противоречий всему прочему. Это предлог гордиться стойкостью, иммунитетом к наносам и импортным заменителям-эрзацам. И даже заметная насмешка в диалоге, перефразированном из классики, не согнёт к признанию главенства инородного:

«- Костюмчик-то у вас, барин, больно уж баский! Где шили-то?

- Дак, это… в Парижах..

- В Парижах… а далеко ли от Полян?

- Далеко… боле тыщи вёрст…

- Гляди-ко ты, какая дыра, какоё захолустьё, а как баско шьют!»

Слово «вятские» синтезирует в себе истории и культуры русских, татар, удмуртов, марийцев проживающих в крае. Не смешивает в бесцветный коктейль, а объединяет в историю края. В одну многоцветную радугу, цвета которой не разграничены барьером чёрной линии. Они плотно соседствуют, не враждуя и не нуждаясь в бордюрах. Для забугра, видимо, потому мы все здесь живущие – есть русские с «загадочной душой». Потому, сколько-бы ни бились, сколько бы средств ни вкладывали – ни в каком «бараке обмана» ни когда не придумаются средства для взлома «загадочной русской души», любящей своё, родное, поклоняющейся памяти убитых разрухой родных деревень, памяти предков, всему, что есть место рождения с его глубинной историей и устоями. Ум человеческий можно обучить всему. Можно заставить мыслить в унисон сегодняшней реальности, но душу – ни когда не переучить и не сломать…

Душа не будет долго находиться замурованной условностями. Однажды она взрывается и вся налипь, сковывающая её разлетается в прах. Из души – как ростки сквозь асфальт прорастали и будут прорастать в грядущие века – проявления исконности. В культуре – сколь бы она ни «усовременивалась» попытками вытеснить наше – чуждое другому берегу «большой лужи». Сколь бы ни «окультуривалась» наша культура настойчивыми попытками разбавить её наносным. Истинное останется вечным. В образе бытия. В Миропонимании. В оценке ценностей. Истинное, исконное остается жить в душе. Оно в самый тяжкий момент наделяет ум силой спокойствия и убеждённости. Без этого, без изначального – мы просто бы не выжили в мясорубке реформ по сценарию заокена в 90-е. Выжили ведь. Да ещё и с трофеем: из всего нам предложенного отсеяли всё, что посчитали нужным отсеять и приспособили для себя подходящее. Если до конца быть честным, то так: взяли себе то, что может уж если не скрасить тяготы, то украсить, хотя бы, фасад. Нами взятое – не нас адаптировало под себя. Это мы адаптировали взятое – под себя. Ибо, всё своё у нас хранится неискоренимо. У нас и впредь будут рождаться не смотря ни на что Васнецовы. У нас в чести будут Чайковский и Шаляпин. У нас будут «Калинка», «Вятушка», «Радуга», «Дикая мята»… Многое, что и в своих именах несёт символы родного, и в том, что делает – тоже. И, подводя черту, ещё раз повторю слова, сказанные однажды не мной, но настолько сильные, настолько определяющие разницу категорий, что не повторить их просто невозможно: «Волга – куда впадают воды Камы и Вятки – ни когда не была и не будет притоком Миссисипи»…

…Жаль, конечно, убитых деревень кормилиц, которым одичавших полях стоят теперь от благодарных их жителей памятники как могилки. Больно от непомерно разросшихся за годы «демократических благодатей» погостов. Да, досадно, что «наступили на грабли» августа 1991-го. Но, какой бы «кутюр» ни шил на свой покрой, а наше, родное, будь то русское, марийское татарское или удмуртское – для нас краше и ярче, совершеннее, а чай из угольного самовара всегда ароматнее и вкуснее, чем из электрочайника «Тефаль».

Я не хочу забегать вперёд, и не забегаю: всё, что мы сделать сумеем из задуманного – сделаем, не претендуя на значимость последнего слова. Сделаем так, как видим из того, что знаем, из того, что доступно нам. В юбилейном году мы и обратились больше к кадрам старой кинохроники, хранящейся частью в личных альбомах друзей. И предложений опубликовать – всё больше. Не скажу, что я согласен с мнением, что есть видео, где показана Сосновка (даже если брать только одну Сосновку). Сделать этого невозможно. История города настолько насыщена датами событий, именами, что всего просто не объять и идеально полноценного видео сделать вряд ли кому либо удастся… Мы так же, за годы работы в электронке сняли не одну сотню роликов, теперь уже ставших хроникой. Однако, при всём том ощущение всё равно противоречивое: мы не сделали пока ни чего больщего в этом плане. Это не бахвальство наличием самокритичности. Это вполне реальная оценка.

В то видео, которое задумано, мы решили (если удастся), всё же больше включить высказываний, размышлений, воспоминаний от первого лица самих героев фильма. Постараемся использовать старую фотохронику и уцелевшие кинокадры. Да, город, переживший разбой реформаций в течении целого десятилетия, с 2000-х начал залечивать раны, помаленьку хорошеть. Повторяю: ПОМАЛЕНЬКУ. Многое из бездарно загубленного ещё надо будет возродить. За многое ещё просто не брались. Но и сделанное уже не стыдно показать. Сделанное не манифестами и призывами, а реальными руками и реальными делами. За всем этим, что сегодня показать не стыдно – стоят имена реальных людей. Достойных, чтобы их называли. И всё же, начало и конец видео задумано символизировать обобщающими кадрами. Пусть полуминутным видовым сюжетом, составной частью мизансцены фильма просто мелькнут где-то сельские виды, девушки в старинных костюмах, но это всего лишь символы непреходящего. Того, что мы просто не нашли, да и думаем – не нужно чем-то большим представлять. Мы были и остаемся Вятскими. И наше Право видеть Мир с этой точки обозрения. Поэтому, мы и попросили посодоействовать нам образцовый ансамбль танца «Калинка» во главе с Ларисой Борисовной Исаковой и её младшей сестрой Анастасией Скобелевой. Попросили принять участие ансамбль танца «Радуга» сельского ДК «Колос» в с. Малиновка. Благодарны лично Ларисе Ганеевой и Ляйсан Хусаиновой за запись песни. Приняли участие и наши девушки – Дарья Бекшанская и Регина Морозова. Участвовал (в качестве первого парня на селе) – так будем считать – обаятельнейший Виталий Иванович Юшков, за время съёмки ударно косивший сено для Малиновки))))). Прохожие, лицезревший всё это не на сцене, а на реальной природе ставили оценку: «Ой, как здорово! Как это красиво!». Да, уж… Красиво и убедительно, поскольку своё, родное, не от Парижского кутюр)))…

Нам с Ларисой Борисовной и с Евгением Леонидовичем – поскольку мы их в эту авантюру и втянули – предстоит из всего этого материала почти часовой длительности выбрать кадров максимум на минуту-полторы. Многое ещё нужно сделать. Мы благодарны так же Сосновскому судостроительному техникуму за помощь в транспорте, всем так же участвующим: художественному руководителю ДК «Колос» Татьяне Владимировне Овчинниковой, водителю автобуса Роману Павловичу Гильфанову. Далее предстоит плотная работа с Советом ветеранов. Всё бы вот только успеть: погода «включает ощутимые тормоза» в затее. Однако, попытаемся)))) Мы же «не профессионалы», так что нам нет смысла ограничивать себя сердитостями и угрюмостями наработанных бордюр…

Александр Вотинцев, «ЛН-ВИДЕО»

На снимках: мы в Малиновке. Автор снимков: Павел Константинович Санников

По материалам источника: http://newspaper.pro56.ru/my-byli-i-ostayomsya-vyatskimi.html
5 Мы были и остаёмся вятскими…

Комментарии