Хорошие новости: рабочие снова в цене | Блог
Вятские Поляны
ЯИщу:

Как с вами связаться?

Хорошие новости: рабочие снова в цене

Летал в субботу по приглашению АСИ в Екатеринбург, на чемпионат рабочих профессий. Был впечатлён уровнем и размахом мероприятия: пожалуй, ностальгирующие по советской мощи граждане остались бы довольны. Химики, сварщики, робототехники... если бы организаторы доставили сюда комсомольца из 60-х годов, тот огляделся бы вокруг и сказал: «молодцы, потомки, примерно так я себе будущее и представлял».

Кстати, Екатеринбург приятно удивил меня своим современным видом: чувствуется, что на архитекторах в городе не экономят. Несколько смазала впечатление только ядрёная липкая жижа, которой дороги поливают от гололёда: летом, думаю, город выглядит лучше.



Суть чемпионата WorldSkills — соревнования рабочих. «Спортсменам» предлагается, например, починить авиадвигатель или аккуратно приварить друг к другу пару труб. Помните анекдот про еврея, который ехал на море?

Еврей собирается в отпуск на море, но перед поездкой заходит на всякий случай в синагогу, посоветоваться с раввином.
— Ребе, я еду на море и там будут пляжи. На пляжах таки будут женщины. Можно ли мне на них смотреть?
— Да, смотри.
— А если женщины будут в откровенных купальниках?
— Почему бы и нет, смотри спокойно.
— А если какая-нибудь женщина снимет купальник?
— Ничего страшного.
— Скажите, ребе, а есть вещи, на которые еврею нельзя смотреть?
— Есть. Например, электросварка.

Соревнования сварщиков, к счастью, проводились за тонированными стеклами: надеюсь, никто не нахватался «зайчиков» в глаза. Повторюсь, уровень организации оказался неожиданно высоким: я давно уже знаю, что в России отлично умеют проводить соревнования, но всё никак не могу привыкнуть к хорошему.



Конкретно этот чемпионат был российским, всемирный чемпионат уже прошёл летом в Бразилии, и на нём наша команда показала неплохой результат. Однако некоторые иностранцы всё же приехали и в Екатеринбург: например, в соревнованиях электромонтажников участвовал один швейцарец, чемпион прошлых лет. Он выступал вне конкурса, чтобы остальным монтажникам было на кого равняться.



Я поглядел на стенд, на котором швейцарец показывал своё мастерство: очень чисто и аккуратно. Швейцарцы вообще традиционно сильны в электромонтаже. Наши, впрочем, на мой взгляд, тоже держатся очень неплохо, хоть уровень заданий и высок — так, например, расключение стандартной схемы освещения квартиры монтируют участники возрастной категории от 10 лет. Подростки расключают схему запуска электродвигателей, а взрослые — серьезные заводские системы.



Электрооборудование на конкурсе по большей части российское, от фирмы IEK, но сложные устройства для программирования интеллектуальных систем пока что ставят импортные. Производство программируемых систем на основе DALI развернут в России, если я правильно понял, только в следующем году.



Отмечу, что инвентарь для проведения соревнований требуется подороже, чем для многих видов спорта. Так, современный программируемый токарный или фрезерный станок стоит несколько миллионов рублей. Сами такие станки производятся в России, а модуль управления к ним идет немецкий, фирмы Siemens. За 4 часа участникам соревнований надо изготовить по чертежу довольно сложную деталь.



Мне, впрочем, особенно интересно было посмотреть не на соревнования, а на инженеров и промышленников, стенды которых были в изобилии представлены на выставке. Сейчас в России производство не только развивается, но и перевооружается: всем нужны кадры. Поэтому предприятия, особенно крупные, пользуются всеми возможностями, чтобы привлечь молодежь.

Как выглядел труд типичного рабочего еще относительно недавно? Я помню, как в конце девяностых годов наш отдел заказал в соседнем трамвайном парке бригаду мастеров для бурения большого отверстия в стене.

Я ожидал, что к нам приедет специалист с большим профессиональным перфоратором и будет полдня методично вбуриваться в кирпич. Однако вместо одного специалиста приехала видавший виды грузовичок с люлькой. В люльке подняли наверх двух рабочих с кувалдой и зубилом, и рабочие, сверкая огромными бицепсами и беззлобно матерясь, пробили нужного размера дыру буквально за 10 минут...

Кстати, знаете, как делали отверстия в деревянных брусьях в прошлых веках? Сейчас для этого используют специальные насадки на дрели, причем процесс сверления довольно-таки долог и нуден. Наши предки делали проще: брали лом, раскаляли его до очень высокой температуры и за несколько секунд прокалывали толстое дерево, как прокалывает горячая вилка брусок холодного сливочного масла.

Так вот, сейчас всей этой романтики кувалд, зубил и раскаленных ломов становится все меньше — а программирования и прочей тонкой работы, наоборот, все больше. Конечно, где-нибудь в сталеплавильном цеху по-прежнему тяжело, физику не обманешь, но, скажем, современные станки вполне позволяют держать руки и фартуки в чистоте.



Много разного инструмента производится уже и в нашей стране, слухи о смерти отрасли сильно преувеличены.

Так, например, «Интерскол» — отечественный производитель ручного инструмента — прочно оккупировал четверть рынка России и вовсю экспортирует свои инструменты за рубеж, причём значительная доля экспорта идёт в казалось бы пресыщенную Европу.

Среди выставленного «Интерсколом» оборудования я нашел два интересных устройства. Первое устройство — ручная машинка, которая умеет за пару секунд скручивать прутки арматуры маленькой проволочкой. Такая машинка может серьезно ускорить монтаж бетонных конструкций.



Второе устройство — полноценный аккумуляторный перфоратор, который стоит в розницу около 9 тысяч рублей, но работает при этом тихо и аккуратно. Когда я подержал его в руках, у меня даже зачесался кошелёк, хоть я и вгрызаюсь в бетон далеко не каждый месяц.

У «Интерскола» в 2014 году открылся собственный завод в России, но часть техники пока еще производится в Китае. Вы можете взять в руки в магазине любой инструмент «Интерскол» и посмотреть на шильдик. Там так и будет написано: «Сделано в России», или: «Сделано в КНР».

Сейчас «Интерскол» расширяет производство: после девальвации рубля западные заводы вынуждены были поднять цены, и теперь им сложно конкурировать с нашими производителями инструмента.

Еще один известный производитель инструмента — немецкий Hoffman — раздумывает открыть в России производство инструментальной мебели. Сделанные в Германии тумбочки для хранения инструмента на колесиках выглядят, конечно, потрясающе, их прямо хочется взять и купить... Но выраженная в евро цена получается настолько неласковой, что покупатели в России с большим трудом могут осилить такую покупку. Локализация производства должна решить вопрос.



По более серьезным станкам у меня статистики нет. Я видел позавчера ряд вполне современных отечественных станков, но я не знаю, насколько массово они производятся в России. Подозреваю, что тут нам ещё предстоит непочатый край работы.

Зато очень хорошо развита в России металлургия. На предприятиях ПМК и ЧТМЗ делают трубы: от маленьких сантехнических до гигантских нефтепроводных. СССР в своё время имел некоторые проблемы с трубами большого диаметра: советская промышленность делать такие трубы не умела, а западные партнёры, как и сейчас, пытались выкручивать нам руки наложением эмбарго. Россия большие трубы производит сама — при этом хоть наши трубы и получаются в разы дороже китайских аналогов, но нефтяники всё равно закупают отечественный продукт.

Причина тому вовсе не чувство патриотизма, как можно было бы предположить, — просто иногда на качестве экономить нельзя. Представьте, что дефектная труба лопнет прямо в скважине и ядовитые жидкости попадут в водоносный слой. Наши нефтяники — не западные конкистадоры, которые могут позволить себе загадить целые регионы Африки, а потом сделать вид, будто ничего особенного не произошло. Россия сейчас подходит к вопросам экологии весьма ответственно — и это, кстати, проявляется не только в закупке качественных труб, но и в уборке мусора, который лежал с советских ещё времён на приполярных территориях:

http://pikabu.ru/story/i_vnov_ob_obelyiy_3740553

ПМК и ЧТМЗ внедряют у себя сейчас собственную систему качества, которую они обозначают термином «белая металлургия». Речь идёт о внимании к мелочам и оптимизации всех процессов на японский манер. Так, например, все материалы, которые пролежали невостребованными полгода, немедленно уничтожаются. Далеко не в каждой квартире, доложу я вам, расправляются столь сурово с накопившимся хламом.



Трубы — это большие масштабы: большие объемы производства и большие деньги. Если вы внимательно изучали серию «Крупные российские проекты» на «Справочнике патриота», вы могли заметить там, например, недавно запущенные установки «Железный озон 32» и «Высота 239».

Заводы населены крупными промышленными роботами, я сфотографировал миниатюрную копию одного из них:



Рядом я обнаружил стенд ещё одного крупного металлургического холдинга, «Евраза». На заводах холдинга работают 100 тысяч человек, там производят рельсы, стальные балки для строителей и тому подобные суровые изделия. Я опробовал свои силы на тренажёре, на котором в «Евразе» учат начинающих сварщиков — надел маску «хамелеон» и попытался удержать электрод на маленьком расстоянии от стальной пластинки. Пластинка искрилась, а голос с компьютера подсказывал мне «ближе» или «дальше».

Кстати, знаете, зачем нужны сварщики на заводе, который выпускает рельсы? Оказывается, для текущего ремонта монструозных станочных линий. Простого гаечного ключа при таких масштабах уже недостаточно.

Ещё один тренажер от «Евраза» симулировал работу цехового крановщика. В кресло этого тренажера я усаживаться не стал: аналогичный курс обучения я уже проходил в начале года за Тревора в GTA V.



Отмечу, что современные технологии обучения невероятно мощны. Свежий пример из жизни. Мой друг, который ранее не был замечен в увлечении компьютерами, этим летом решил стать программистом. За три месяца он прошел с десяток онлайн-курсов на «Курсере» и тому подобных местах, потом разместил своё резюме в интернете. И что бы вы думали? Работает уже программистом, причем решает достаточно сложные задачи. Если бы я не знал о начале его карьеры, я бы решил, что у него есть как минимум год-другой реального стажа.



Интерактивную систему обучения я нашёл и на сайте «Россетей». Это было чучело ребёнка, на котором посетители тренировались в исполнении реанимационных мероприятий.



Хотите знать моё личное мнение по поводу «Россетей» — компании, которая занимается доставкой электричества от подстанции на 110 киловольт до вашей розетки? Я считаю, что очень напрасно мы раздробили ведомство Чубайса на искусственные осколки. Управление электричеством должно осуществляться из единого центра, либерализм тут только навредил.

Впрочем, несмотря на то, что «Россетям» достаётся всего лишь 5% от наших счетов за электричество, и на то, что хитрые дачники имеют возможность подключить свои фазенды к электросетям за ничего не покрывающие 500 рублей, свою работу «Россети» выполняют — страна снабжается электричеством с завидной стабильностью, да и новые подстанции тоже не перестают открываться.

Само собой, нуждаются в квалифицированных специалистах и «Россети», причём особенно не хватает релейщиков — элиты мира высоковольтных проводов.

К счастью, молодежь потихоньку начинает понимать, что у современных рабочих куда как больше перспектив, нежели у рядовых менеджеров и официантов — как в плане карьеры, так и в плане зарплат. Если бы мне было 16 лет, после посещения чемпионата я бы крепко задумался о рабочей специальности.



На стойке «Роскосмоса», кстати, мне рассказали, что, хоть кадровая проблема и остра, к ним все равно идут — особенно в регионах, так как там предприятия «Роскосмоса» имеют возможность предложить относительно конкурентоспособные зарплаты. Есть провал только в поколении от 30 до 45 лет: лихие девяностые подвыкосили инженеров и конструкторов — кто-то выбрал бизнес, кто-то эмиграцию...

Сейчас технологии проектирования изменились, это позволяет решать те же задачи при помощи меньшего числа работников. Конечно, конструктору, который 40 лет рисовал компоненты космических кораблей карандашом на ватмане, уже не так-то просто освоить компьютерный «Компас». Однако он вполне может передать свой опыт молодому специалисту, в течение какого-то времени работая с ним бок о бок.

Для привлечения молодых специалистов у «Роскосмоса» есть вдохновляющие приманки: так, например, российские школьники сейчас имеют возможность создать настоящие (пусть и небольшие) спутники, которые «Роскосмос» готов поднять в небо на своих взрослых аппаратах.



«РЖД» предложить школьникам запуск настоящих спутников не может, но это компенсируется весьма неплохими зарплатами — зарплата в 60 тысяч рублей у машиниста на региональной линии никого не удивляет. Не то чтобы такие зарплаты были у всех — «РЖД» является крупнейшим работодателем России, и я достоверно знаю, что есть у «РЖД» и весьма скромно оплачиваемые вакансии. Однако перед вчерашним школьником открыты все дороги, и никто не мешает молодёжи налегать именно те профессии, в которых страна нуждается особенно сильно.

Когда я спросил сотрудника «РЖД» о планах ведомства по прокладке новых линий, тот в ответ рассказал мне, что на сайте «РЖД», оказывается, лежит план развития до 2050 года. Очень интересно будет найти этот план.

Порадовали новые разработки в области пожаротушения. Пожарный может теперь вооружиться переносным комплектом из баллона воздуха и огнетушителя — этот комплект позволит ему быстро тушить небольшие пожары без разматывания шлангов с водой.



Мало того: к баллону с воздухом можно подключить легкий пневмоинструмент для, допустим, быстрого перепиливания решеток. С теми же гидравлическими клещами особо не побегаешь, они большие и тяжелые. А пневмоболгарка весит всего лишь один килограмм.

Три четверти пожаров происходит в квартирах, и мобильный пожарный с баллонами за спиной может прибыть туда быстрее, так как ему не надо тянуть к очагу пожара «рукава»: да и порошок всё же наносит дому куда как меньший ущерб, чем стекающие на много этажей вниз тонны воды.



Я спросил у специалиста из Уральского института МЧС, будут ли пожарные теперь ездить на мотоциклах. Специалист объяснил, что оптимальный для облегчённой экипировки автомобиль — «газель». Мотоциклы для нашего климата не очень подходят, а вот «газели» уже достаточно мобильны, чтобы быстро перемещаться по городу.

Кстати, об автомобилях. На одном из стендов я нашел специалистов по обратной разработке, у которых было оборудование для быстрого копирования деталей.

Представьте: приезжаете вы в автосервис, у вас с машины снимают сломанную деталь, сканируют ее, исправляют в редакторе и тут же печатают новую. Получится на порядок быстрее, а если учесть традиции ценообразования на автозапчасти, то и дешевле.



Чуть ли не треть стендов была посвящена образованию. Веселый педагог в белом халате (из РГППУ) показывал фокусы по химии и физике: со смешиванием жидкостей, надуванием шариков и тому подобным. Что важно, комплект оборудования для экспериментов выглядел весьма несложным: пара пакетов, несколько колб с разноцветными реактивами... уверен, что это вполне доступно любой школе или даже детскому саду.



Дети стояли вокруг фокусника толпой: больше внимания подрастающего поколения привлекали разве что летающие по залу дроны.



Впрочем, нет, был ещё один стенд, к которому тянулась очередь из детей и подростков. Это был тренажёр для раллийных гонщиков — качающаяся на специальных шарнирах кабина от «Камаза». Табличка «Роснано» на кабине напоминала, что предприятия «Роснано» производят не только сапфировые стёкла для смартфонов, но и ещё много всего интересного.



На стенде от Уральского электротехнического колледжа мне показали, как сваривается оптоволокно. Процесс оказался совсем несложным: надо особым образом зачистить концы кабеля, аккуратно разместить их в специальной коробочке, сварить, а потом закрепить в термоусадке. Правда, стоит эта коробочка 400 тысяч рублей: обычным офисным сисадминам придется брать её при необходимости напрокат.



От «Росатома» на мероприятии были сотрудники завода УЭХК, на котором в специальных центрифугах обогащают природный уран. Когда завод начинал работу, он потреблял огромное количество электроэнергии. Так, в 1958 году на завод пришлось выделить 3% всего производимого в СССР электричества.

Дальше в Союзе научились обогащать уран на центрифугах, которые позволили сократить потребление электричества в десятки раз. В США сумели перейти к центрифугам значительно позже, только в девяностые годы.

Кстати, «УЭХК» участвовал в запущенной при Ельцине программе «ВОУ-НОУ», по которой наши американские друзья и партнёры долгое время за копейки покупали у нас уран. Сейчас соглашение с американцами закончилось, и уран мы им больше не поставляем. Теперь Штатам предстоит как-то восстанавливать свою обогатительную отрасль: зная любовь американцев к деньгам, можно предположить, что за 20 лет получения халявного урана через программу «ВОУ-НОУ» они свои неэффективные заводы успели уже позакрывать.

Наши обогатительные заводы, напротив, чувствуют себя неплохо. На том же «УЭХК» средняя зарплата сейчас составляет 86 тысяч рублей (в прошлом году было 74 тысячи), причём половина сотрудников завода — это рабочие.

Теоретически есть, конечно, вероятность, что новые реакторы на быстрых нейтронах, которые могут работать прямо на природном уране, сделают обогатительные заводы ненужными. Однако «Росатом» успел уже построить по всему миру столько традиционных АЭС, что на ближайшие десятилетия работы обогатительным заводам наверняка хватит.

Подведу итог

Через четыре года очередной мировой чемпионат WorldSkills будет проходить в Казани. Я хочу быть оптимистом и надеяться, что к этому времени наши команды успеют как следует подготовиться к состязаниям и повторят успех Олимпийских игр в Сочи.

Вообще, если дела и дальше будут развиваться в правильном направлении, нам таки удастся осуществить вековую мечту советского народа: профессия рабочего станет не только нужной, но и престижной. Правда, современные рабочие похожи скорее на инженеров, нежели на вооружённых молотами парней с советских плакатов — однако это, пожалуй, и к лучшему.

PS. Если вы обратили внимание, в статье есть профессиональные фотографии, а есть те, которые я сделал на свой мобильник. Профессиональные фотографии мне прислал Александр Косачев, Союз «Ворлдскиллс Россия», за что ему большое спасибо.

Фриц Моисеевич Морген