За последние месяцы накопились некоторые мысли. Хочу выразить часть их в этой статье. Обо всем понемногу. Касаемо того, чем занимаюсь. Продажи строительных материалов.
1. Цены. Этот год принес сильное снижение цен на утеплитель минвату. Компания "Технониколь" запустила новые линии на своих заводах, объем мощностей вырос. Решили демпинговать. В результате снижение цен на 20-40%. Другим производителям пришлось также уменьшить цены. Рынок лихорадит. Маржинальность падает. Усиление конкуренции привело к сильной просадке ценников.
Гипсокартон также снижается. В целом. Новые карьеры разрабатываются, новые заводы. Конкуренция выросла. Спрос покупательский нет. Результат - меньшие ценники чем 1-4 года назад. По сухим смесям ситуация похожая, но снижение незначительное. Получается, что при общей инфляции в 15%, некоторые строительные материалы даже прилично снизились в цене. Благодаря конкуренции.
Продукты импортные конечно выросли в цене. Но это еще было в 2014 году. В 2015 их стали замещать отечественный материалы. Так ламинат российский вместо европейского и китайского. Цена практически не выросла в этом году. Монтажная пена в прошлом году была даже несколько выше. Многие стали размещать заказы на нашим заводах. Так марка Ультрафлекс вместо Швейцарии теперь делается в Белоруссии и России. А наши "Профлекс" и "Кудо" резко нарастили продажи.
Линолеум рос в начале года, летом снизился сильно, с августа опять растет. Видимо высокая доля импортного сырья, повторяет курс рубля. Краски выросли примерно на 3-12%. Что достаточно немного. Кисти, валики и весь инструмент китайский раза в два за эти полтора года. Российский инструмент (ручной) вырос на 5-30%. Обои выросли в прошлом году сильно. В этом достаточно стабильны. Профиль для гипсокартона вырос в прошлом на 10-30%. В этом немного снизился на 5-10%. Но цены на него даже ниже чем в 2008году.
Вывод: рост цен сдерживается снижением покупательского спроса. А в конкурентных продуктах произошло снижение. Так утеплители и гипсокартон даже дешевле 2008 года.
2. Рост транспортных и-за "Платона". Негативно, но терпимо. Рост цен не вызывает. Нас некоторые поставщики пугали этим в начале ноября. Дескать берите больше, потом дороже будет. Но не повысили цены производители. Транспортные выросли примерно на 5-15%. Заводы пошли видимо на снижение отпускной цены для компенсации. Тут хочется отметить, что повышение транспортных расходов на 5-15% не ведет к росту цен на цифры. Приведу пример. У нас фура 20 тонн стоила 59 тысяч за 4 точки загрузки в Москве, разгрузка в 1000 километрах в 1 точке. Сейчас 63 тысячи. Но до этого ставка была стабильна 4 года. Раньше привозили в 20 тоннике на 800-950 тысяч. Сейчас на 1050-1250 тысяч рублей. В результате транспортные на 1000 рублей товара даже упали. Ну и повышение этого вида расходов на 7% с 59 до 63 привело к росту затрат на 1000 рублей продукции: 59000/1100000=0,0536 или 5,36% транспортные из Москвы. против: 63/1100000=0,573 или 5,73%. 0,37% повышения расходов. Но поднятие цен это у нас не вызвало, так как в условиях сильной конкуренции сохранили наценки, сократив рентабельность.
Сезон строительный закончился. Спрос упал. Большинство наших поставщиков даже немного снизили цены. Повышение транспортных не повлияло.
Вывод: введение нового сбора с 20 тонников не вызвало рост цен на строительные материалы. Цены даже снижаются ввиду завершения сезона и острой борьбы за покупателя.
3. Рост продаж отечественных материалов. Импорт снижает долю. Многие поставщики раньше размещали заказы по ламинату на китайских заводах. Сейчас отказываются от импорта и переходят на отечественные продукты. Тоже касается монтажной пены, хоть и в меньшей степени. ОСП (аналог фанеры) практически весь отечественный или Белорусского завода Кроношпан. Хотя еще недавно в России производств этого вида плиты вообще не было и привозили европейские, прибалтийские, канадские и американские плиты. Малярный инструмент потихоньку становится отечественным. Многие заводы по строительным материалам наращивают экспорт. Так "Технониколь" активно стала продавать в Китай.
Вывод:. ослабление рубля привело к резкому снижению импорта и большему спросу на отечественные продукты. Стало интереснее открывать производства в России, так как себестоимость в долларах упала
4. Борьба за покупателя. Если раньше рынок был разделен среди нескольких компаний, то сейчас происходит раздробление среди множества. 20 появляется игроков, 10 уходят, не выдержав борьбы. В результате растет сервис. Также это сдерживает рост цен либо даже приводит к их снижению. О чем писал выше.
Оптовые фирмы начинают заходит в продажу конечным покупателям, крупным. Маржа падает. Наценка снижается. Идет работа над снижением издержек, оптимизацией бизнес процессов. Компании, у который растет качество управления (менеджмента) сохраняют свою долю рынка. Слабы уходят или теряются.
Вывод: борьба за клиента ведет к повышению качества бизнеса. Сложности и проблемы заставляют больше шевелиться, менять, проводить реформы в компаниях с целью улучшений.
Готов услышать вопросы, пожеланиях о новых темах для моих статей.
С уважением, DimaPozitiv.