Есть ли жизнь после диплома: трудности кировских выпускников при поиске работы | Блог
Вятские Поляны

Есть ли жизнь после диплома: трудности кировских выпускников при поиске работы

Есть ли жизнь после диплома: трудности кировских выпускников при поиске работы

Отдохнув пару недель, выпускники кировских вузов столкнулись с большой проблемой: а где бы, собственно, добыть денег? «Репортеръ» решил выяснить, как выпускники ищут работу и чего требуют от них работодатели.

Еще в июле улицы и парки Кирова были наполнены стайками улыбающихся до ушей молодых людей в красивых платьях и строгих костюмах: несколько лет студенчества пролетели, как один день, и вот в руках выпускников учебных заведений долгожданные корочки... Однако одна неделя сменяет другую, третью, а звонков с приглашениями на работу все не раздается - и через полгода бывший студент идет на первую попавшуюся работу. Мы решили разобраться, в чем ошибаются молодые кировчане.

В этом году Евгения Поляновская закончила ВятГУ (еще полгода назад он назывался ВятГГУ) по направлению «Филология», но до сих пор не может найти работу. «В городе для меня нет подходящих вакансий (пыталась устроиться журналистом и учителем), поэтому я даже не могу узнать, хватает мне практики или нет. Идти работать не по специальности мне не интересно, но деньги, естественно, сами не повалят», - рассказывает Евгения. По ее словам, работодатели даже стали редко звать на собеседование. Возможно, это последствия экономического кризиса, и сейчас новые работники просто-напросто никому не нужны.

Ее сокурсница Татьяна Смолова, прокручивая в голове слова премьер-министра Дмитрия Медведева, что учитель - это призвание, а не место для зарабатывания денег, приняла решение устроиться преподавателем в колледж. «Нам всегда говорили, что наша специальность в принципе универсальна, но я в это не верила, поэтому ожидала, что работу будет найти нелегко: вряд ли где-то в объявлении будет прямым текстом сказано, что требуется филолог, - делится Таня реалиями жизни. - Работу я начала подыскивать заранее, готова была рассмотреть практически любые варианты. Единственное, не очень хотелось идти в школу, но это связано лишь с избыточной бюрократией, которая сейчас там процветает».

По словам Татьяны, ей удалось попасть на несколько собеседований, где иногда давали какие-то задания и задавали вопросы. Многие работодатели даже не утруждались ей перезванивать, сообщая, что в настоящее время им никто не нужен. Чаще приходилось звонить самой и слушать отказ.

«Конечно же, мне страшно, несмотря на то, что опыт такой работы у меня есть. Чувствую, что мне не хватает университетских знаний, и не то что бы я что-то не взяла, а нам недодали, например, ту же методику преподавания, - не скрывает своих переживаний будущий преподаватель. - Понимаю, что будет сложно, и зарплата невелика, но все же условия лучше, чем в школе».

Аналогичная ситуация произошла с Натальей Смирновой, которая в этом году получила степень магистра биологии, присовокупив ее к уже имеющимся корочкам Кировского медицинского колледжа. «Нам говорили, что, имея такое образование, мы можем работать в школе, преподавать биологию и химию старшим классам (10 и 11 классы), преподавать в техникумах, колледжах. С медицинским образованием мне можно идти работать врачом, лаборантом в разные научно-исследовательские институты (НИИ), в Санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС) и т. д», - рассказывает Наталья.

Но и тут ожидаемое не совпало с реальностью: в Кирове многие лаборатории при больницах закрыли, а в СЭС и НИИ штаты укомплектованы, никто не нужен. В итоге выход вновь один - преподавать. «Я с одногруппницей пришла в департамент образования и сказала: «Вот мы получили дипломы, что по нашим специальностям сейчас есть?» - и нам предложили четыре школы. В двух мне сразу отказали (в Коминтерне и в Нововятске), так как в первой на место уже претендовали два человека, а в Нововятске планируется объединение школ, и пока они никого брать не будут. В результате остались только вечерняя и 55-я в поселке Ганино», - делится опытом Смирнова. В этих школах Наташе повезло, ее готовы были взять с удовольствием. Выбор пал на 55-ю школу в Ганино, так как эта школа считается сельской и там, несмотря на маленькие часы работы, начисляется педстаж.

Изучая требования работодателей, стоит сказать: пожалуй, сложнее всего попасть в структурные ведомства. И не потому, что туда якобы берут только по блату, а потому, что отбор там очень жесткий. «На должность следователей требуются выпускники только с высшим юридическим образованием. Бакалавров мы не принимаем - это неполное высшее. Также не принимаем магистров, которые получили диплом бакалавра не по юридической специальности. В приоритете только специалитет, - рассказывают в отделе кадров СУ СК России по Кировской области. - Затем кандидат, подавший все необходимые документы, становится общественным помощником, который работает бесплатно на такой должности около года».

В течение этого времени человек проходит полиграф, психологический тест, проверку на употребление наркотиков и алкоголя, а также набирается необходимых сведений от своих руководителей. Затем кандидатов тестируют на знание уголовного и процессуального законодательства. Пройдя все тесты и показав себя с хорошей стороны, общественный помощник зачисляется в резерв. «В резерве можно пробыть и несколько лет в зависимости от текучести кадров: если есть текучка, то в резерве пробудешь недолго, если нет, то в резерве можно остаться и на 2-3 года», - отмечают в ведомстве.

Ранее руководитель СУ СК РФ по Кировской области Григорий Житенев рассказывал: первым делом они смотрят на характеристики, дипломы и проверки в разных ведомствах, и лишь потом кандидат проходит собеседование в кабинете у главы ведомства. На этом этапе, кстати, отсеивается каждый второй. «Самое неприятное, что выпускники кировских вузов зачастую отличаются низким общеинтеллектуальным уровнем. Иногда кандидаты не могут мне ответить на вопрос, когда началась Вторая мировая война, не говоря уже о Первой мировой, не знают, кто такой Александр Невский. Мое твердое убеждение, что при низком интеллектуальном уровне человек в Следственном комитете работать не может», - говорил в интервью «Репортеру» главный следователь региона.

Похожий отбор имеет место в прокуратуре и в суде. Наиболее яркое отличие заключается только в отсутствии проверок на полиграфе.

В медучреждениях все немного проще: медицинской деятельностью могут заниматься лица, получившие высшее или среднее медицинское образование. Имея диплом бакалавра, можно пойти работать медсестрой, а магистрам со специальностью «Общественное здравоохранение» можно преподавать, заниматься научно-исследовательской, административно-управленческой, аналитической, экспертно-консультативной деятельностью или санитарно-просветительской и противоэпидемической работой. Как рассказали нам в пресс-службе министерства здравоохранения Кировской области, сначала кандидат на должность в обязательном порядке проходит собеседование у главного врача или руководителя структурного подразделения. Одним из главных качеств, которым должен обладать выпускник, является умение находить общий язык с людьми и быть отзывчивым.

В настоящее время медицинские учреждения Кировской области испытывают дефицит кадров. «Особенно в специалистах нуждаются районы области, - рассказывают в министерстве. - Наиболее востребованные специалисты на данный момент - это врачи первичного звена: терапевты и педиатры».

На предприятиях молодые специалисты очень нужны. В АО электромашиностроительный завод «Лепсе» нам рассказали, что каждый год они трудоустраивают около 30 выпускников из разных вузов. «К нам идут выпускники из ВятГУ, ВятГГУ, из Кировского авиационного техникума и т. д. Многие студенты ранее уже проходили у нас практику и по окончании учебы решают работать у нас, - поясняют в отделе управления персоналом. - На начало августа 2016 года мы уже приняли 20 молодых специалистов, большая часть которых заняла места сотрудников, ушедших на пенсию. Со всеми ребятами мы сначала проводим собеседование и рассказываем, что они будут делать. Тестов определенных у нас нет, лишь испытательный срок».

На заводе уже выяснили интересную закономерность: лучше всего работают ребята с тройками в дипломе, а не отличники. «Устраиваться на работу к нам идут до сих пор. Мы и дальше будем их брать к себе», - добавили на заводе.

После получения долгожданного, а у кого-то и выстраданного диплома выпускники оказываются в двоякой ситуации: вроде бы и все дороги открыты, а вроде бы и картой (то есть своими навыками и талантами) пользоваться не умеют. Хотя наши респонденты выбранное учебное заведение в этом не винят и не жалеют, что когда-то выбрали именно его.

Как нам рассказала старший преподаватель кафедры практической психологии ВятГУ Анна Шак, проблема удовлетворенности выбором специальности и желания работать в соответствии с ней, безусловно, актуальна для современных студентов: «По прошествии некоторого периода обучения в вузе у каждого из студентов наблюдается оценка правильности совершенного ими когда-то выбора. В своей практике постоянно приходится анализировать этот вопрос: «А хотят ли сегодня студенты работать по выбранной специальности?»

«Как показывают результаты проводимых анализов, большая часть студентов в момент поступления в вуз делает осознанный выбор, руководствуясь собственной мотивацией, знаниями об избранной профессии, профессиональными интересами, оценкой своих способностей. Имеются, конечно, и студенты (их все-таки меньше), которые, пройдя «экватор» обучения в вузе, понимают, что, скорее всего, это не то, чем бы они хотели заниматься в течение всей своей жизни. Как правило, в числе ошибок выбора профессии такие студенты называют бытующее в обществе мнение о престижности профессии, выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию»), родителей, увлечение только внешней стороной профессии, незнание своих склонностей и наклонностей», - объясняет Анна Александровна.

В то же время, отмечает она, современные студенты «подкованы» в вопросе поиска работы и понимают, какие современные способы сделать это на сегодняшний день существуют, куда стоит обращаться, чтобы сократить временные издержки в вопросах трудоустройства. При этом имеется и осознание того, каковы основные достоинства и недостатки тех или иных способов поиска работы, в каких случаях и какие варианты являются самыми оптимальными для трудоустройства.

Что же все-таки стоит на пути к работе своей мечты? Анна Шак полагает, что проблема трудоустройства молодых дипломированных специалистов обусловлена двумя факторами: «Среди объективных причин можно отметить следующие: неравновесное состояние и жесткие требования работодателей, нестабильная экономическая ситуация. Имеются и субъективные факторы, которые приводят к безработице выпускников. Это, прежде всего, отсутствие мотивации и навыков самопрезентации».

Источник: https://vk.com/wall-17771956_159075

Поможем найти
ЯХ