Авиакомпания "Победа. Фото: metronews.ru
Уход крупнейшего авиаперевозчика скажется на карманах простых кировчан.
Ни одно событие минувшего января (даже мусорный коллапс и замерзшие дома) не вызвало такую бурную дискуссию и негодование жителей Кировской области, как заявление авиакомпании «Победа» о прекращении своих рейсов в Киров с 1 февраля. Жители Кирова, так полюбившие «Победу» за удобное расписание и доступные цены, принялись массово писать гневные отзывы в социальных сетях и винить во всем новое руководство аэропорта «Победилово», правительство Кировской области и лично врио.
Вятский наблюдатель, по просьбе читателей, разобрался в ситуации и свел в единый материал всё, что известно на данный момент об уходе «Победы».
Триумфальный приход «Победы» в Киров
Авиакомпания «Победа» (дочерняя структура «Аэрофлота») запустила регулярные рейсы из кировского аэропорта Победилово в московский Внуково 1 сентября 2015 года. Полеты стали осуществляться на регулярной основе шесть раз в неделю на новеньких самолетах Boeing 737-800 вместимостью 189 пассажиров.
Этому событию обрадовались не только бизнесмены Кирова и Москвы, так как теперь проводить деловые встречи и договариваться о совместных инвестиционных проектах можно было чаще, но и рядовые жители Кировской области, так как цена на перелет оказалась очень привлекательной.
Первый же рейс оказался укомплектован на 100%, а на ближайшие месяцы были проданы почти все билеты. Как отметили многие пассажиры, регулярные рейсы авиакомпании «Победа» Киров — Москва — Киров отличаются удобным расписанием и доступными ценами на билет (от 999 рублей).
Рост пассажиропотока в «Победилово»
Авиакомпания «Победа» очень быстро стала якорным воздушным оператором в аэропорту «Победилово», так как обеспечивала не менее 70% пассажиропоток аэропорта. Средняя загрузка рейсов лоукостера составила 93% и очень часто достигала 100%.
Для наглядности можно привести цифры пассажиропотока по годам. В 2014 году пассажиропоток «Победилово» составил 74 тысячи человек. В 2015 году, когда пришла «Победа», пассажиропоток вырос до 124 тысячи человек. А в 2016 году через аэропорт было перевезено 198 тысяч пассажиров, хотя изначально планировалось перевезти не более 182 тысяч человек.
С открытием рейсов в Санкт-Петербург, многие кировчане смогли выбраться в «северную столицу», посетить знаменитые музеи и, в целом, повысить свой культурный уровень.
Как видно на графике ниже, даже человек не посвященный в детали работы аэропорта заметит, что рост пассажиропотока был существенный.
Кадровые перестановки в «Победилово»
Первый «неприятны звоночек» — 31 октября 2016 год стало известно об уходе со своего поста генеральный директор ОАО “Аэропорт Победилово” Андрея Жданова. Официальная причина ухода Андрея Жданова, который возглавлял аэропорт «Победилово» с 2013 года, закончился срок действия трудового договора.
Многих уход Жданова поверг в шок, ведь именно при нем кировский аэропорт стал развиваться. В постоянном контакте с региональным правительством ему удалось привлечь новых авиаперевозчиков, существенно расширить список городов, куда можно было добраться из Кирова на самолете. Пассажиры «Победилово» заметили, как улучшился сам аэропорт и сервис. Кроме того, существенно вырос пассажиропоток, а аэропорт наконец-то начал выкарабкиваться из долговой ямы.
«Очень жаль, хороший был директор, второй кого стоило сохранить после Кирилла Лебедева. Все что мы сейчас видим в аэропорту, сделал А.В.Жданов», — написал у себя в Facebook общественники Дмитрий Русских.
Отмена региональных перевозок
С 1 января 2017 года кировчан ждал очередной сюрприз. Кировчане, так привыкшие и полюбившие прямые рейсы до Нижнего Новгорода и Перми, с 1 января остались ни с чем. Авиасообщение между этими городами и нашем городом отменили.
Эти рейсы появились в очень сложный период возрождения кировского аэропорта «Победилово» и были очень востребованы жителями Кировской области. Предыдущее руководство аэропорта и области делало все, чтобы максимально упростить процесс перемещения между городами.
Самое удивительное в этой ситуации было то, что жителей Кировской области никто даже не предупредил. Новое руководство аэропорта даже не постаралось объяснить причину отмены рейсов. Если бы не журналисты, «Победилово» продолжало бы молчание.
Еще тогда эксперты предсказали, что с кировского направления может уйти самый крупный и стратегический перевозчик — авиакомпания «Победа», которая вывела кировское авиасообщение на принципиально новый уровень.
На маршруты популярного авиаперевозчика «Победа» невозможно купить билеты
16 января кировчане обратили внимание, что на маршруты популярного авиаперевозчика «Победа» невозможно купить билеты с 1 февраля. При оформлении билетов на сайте появляется информация, что «нет мест». Хотя до конца января билеты приобрести можно.
Все попытки связаться с руководством аэропорта «Победилово» и получить комментарий – не увенчались успехом. Однако, как удалось выяснить впоследствии, руководство аэропорта прекрасно знало о сложившейся проблеме. И как в ситуации с отменой региональных авиаперевозок, опять предпочло молчать.
Однако, Вятскому наблюдателю удалось связаться с руководством «Победы». В компании пояснили, что прекращение продаж билетов на самолеты авиаперевозчика «Победа» связано с тем, что компания решила уйти из Кирова с 1 февраля 2017 года.
«Новое руководство аэропорта и новая команда правительства региона не горит желанием сотрудничать с «Победой», — прокомментировал источник Вятского наблюдателя и добавил, что руководству аэропорта «Победилово» и всем высшим чинам правительства Кировской области были направлены многочисленные письма о сложившейся неблагоприятной ситуации, но ни на одно из них ответ получен не был.
Официально о прекращении сотрудничества в компании пообещали сделать в ближайшее время.
Официальное уведомление о прекращении полетов
В этот же день, как стало известно о приостановке продаж билетов, авиакомпания «Победа» уведомила СМИ, что перестанет осуществлять рейсы между Москвой и Кировом с 1 февраля из-за прекращения действия официального соглашения с аэропортом «Победилово» и Правительством Кировской области.
«Ввиду окончания действия трехстороннего соглашения и отказа аэропорта Победилово в предоставлении скидок в 2017 г., что делает дальнейшее выполнение полетов экономически неэффективным, ООО «Авиакомпания «Победа» вынуждено прекратить выполнение рейсов по маршруту Киров-Санкт-Петербург-Киров с 20 января 2017 г., а также рейсов по маршруту Киров-Москва-Киров с 1 февраля 2017 г.», — говорится в официальном пресс-релизе компании.
Реакция «Победилово»: «Мы создаем равные условия для всех авиаперевозчиков»
На экстренном совещании в тот же день в правительстве Кировской области руководитель аэропорта «Победилово» Алексей Легконравов сообщил, что они работают над созданием равных условий для всех авиаперевозчиков.
Как рассказал Легконравов, с 1 января 2017 года закончилось действие допсоглашения, заключенного между аэропортом «Победилово» и авиакомпанией «Победа». Согласно этому соглашению авиакомпания получала скидку на наземное обслуживание судов в 80 процентов. На сегодня по направлению Киров-Москва-Киров пассажирские авиаперевозки осуществляют еще две компании: ежедневно «Саратовские авиалинии» и три раза в неделю «РусЛайн». При этом им такие беспрецедентные скидки не предоставлялись.
«Мы за равные условия для бизнеса и здоровую конкуренцию. Это является залогом устойчивости общей системы региональных авиаперевозок и в конечном счете благотворно сказывается на качестве предоставляемых для пассажиров услуг», — сказал Алексей Легконравов.
«Победа»: тарифы должны быть одинаково низкими для всех, но не «космическими»
Реакция лоукостера на пресс-релиз правительства Кировской области была незамедлительной. Компания обвинила аэропорт в «космических» ценах.
«Руководство Победилово заявило о том, что аэропорт предоставлял «Победе» скидку 80% и теперь делать этого не намерен, чтобы условия обслуживания были равными для всех авиакомпаний. Мы полностью поддерживаем идею равных условий для компаний, но в таком случае тарифы должны быть одинаково низкими для всех, но не «космическими». Руководство Победилово умалчивает, что стоимость обслуживания в соседних аэропортах региона на 60% ниже, чем в Кирове», — говорится в официальном сообщении лоукостера.
Кроме того, в «Победе» рассказали некоторые подробности ценообразования и детали взаимоотношений с кировским аэропортом. Согласно информации «Победы», обслуживание одного рейса в Кирове стоит 190 тысяч рублей, включая НДС. Перевозчик должен платить аэропорту почти 1 тысячу рублей за пассажира, при том, что тарифы перевозчика начинаются с 999 рублей. В пресс-службе отметили, что «Победа» не готова летать в Киров по таким ценам.
«Нам очень жаль, что с новыми условиями Победилово мы не сможем предложить пассажирам прежних цен на билеты и вынуждены выбрать другой аэропорт», — добавили в пресс-службе компании «Победа».
Цены на услуги аэропорта «Победилово» в два раза выше, чем в соседних регионах
Президент компании «Вяткаавиа» Олег Кочкин на своей странице в Facebook разместил информацию, согласно которой, аэропорт «Победилово» берет за свои услуги в два раза больше, чем аэропорты Казани и Перми. По всей видимости, выяснить реальную стоимость обслуживания в аэропортах его вынудила информация, которая была опубликована компанией «Победа».
«Основная статья расходов авиакомпании — это сборы за взлет/посадку и обеспечение авиационной безопасности. Сравним эти цифры: Казань — 605 руб./тонна м.в.м.; Пермь — 569 руб./тонна м.в.м.; Киров — 1045 руб./тонна м.в.м. Я бы сказал, что цены на услуги аэропорта «Победилово» в два раза выше, чем в соседних регионах», — резюмирует президент компании «Вяткаавиа» Олег Кочкин.
Вятский наблюдатель проверил данную информацию и убедился, что тарифы кировского аэропорта «Победилово» явно завышены. Поэтому предоставление скидки в 80% для «Победы», это скорее приравнивание к среднему тарифу по ПФО, а не жест доброй воли.
Что дальше?
Исходя из тех слов, чтобы произнесены с обеих сторон, уход «Победы» из Кировской области – это свершившейся факт. Правительство области и подконтрольный ему аэропорт «Победилово» не горят желанием оставить «Победу» в регионе, а сам авиаперевозчик не готов обслуживаться в аэропорту, где цены на обслуживание дороже, чем у соседей.
Часть экспертов отмечает, что с «Победой» можно и нужно было договариваться, только надо было подходить не с позиции силы, а с позиции партнерства и деловых отношений.
«В бизнесе силовые методы, как это было в 90х – давно не прокатывают. По каждой позиции, каждому пункту принято вести переговоры, идти на уступки, делать реверансы. А когда тебе говорят – вот наш тариф и точка, никакого желания вести переговоры дальше нет», — считает один из экспертов Вятского наблюдателя.
Лоукостер «Победа» летает во многие аэропорты России и мира, и практически везде у компании есть скидки. В некоторых аэропортах с компании вообще не берут денег за обслуживания, понимая, что «Победа» увеличивает пассажиропоток и позволяет зарабатывать аэропорту на дополнительных услугах. Кстати, сама «Победа» намекнула на это аэропорту «Победилово», сообщив, что нужно развивать услуги.
Пока что уход «Победы» вызвал большое социальное недовольство. Бизнесмены и простые кировчане винят в этом новое руководство области, которое неспособно управлять ситуацией. И несмотря на то, что в правительстве пообещали привлечь другие авиакомпании и сделать частые перелеты, никто не ожидает, что цены на билеты будут такими же дешевыми, как были у «Победы».
По всей видимости, кировчанам придётся забыть про дешёвые перелёты в Москву.