К 95-летию архивной службы Кировской области
О проблемах обеспечения сохранности документов по личному составу ликвидирующихся организаций
В молодости никто не задумывается над вопросом, для чего необходимы документы по личному составу и что это за документы. Приходит время оформления пенсии, и граждане лихорадочно начинают искать информацию, подтверждающую стаж работы и размер заработной платы.
В 1992 году распоряжением Правительства Российской Федерации учреждениям архивной службы вменили в обязанность осуществлять меры по обеспечению сохранности документов по личному составу ликвидируемых предприятий и организаций, в случае отсутствия у них правопреемника и вышестоящего по подчиненности органа.
Проблема актуальна и сегодня. И решать её необходимо, так как от этого напрямую зависит социальная защищённость граждан.
На сегодняшний день в муниципальном архиве находятся на хранении документы 98 ликвидированных организаций. Вследствие изменений пенсионного законодательства растёт число обращений граждан в архив и в течение последних трёх лет остаётся стабильно высоким. В 2013 году архивная информация выдана 4300 заявителям, что выше показателя 2010 года на 96%.
Комплектование муниципального архива документами по личному составу ликвидирующихся организаций осуществляется в рамках действующего законодательства. При ликвидации организации законодательно закреплена обязанность руководителей передавать документы по личному составу правопреемникам, вышестоящему по подчиненности органу, или при их отсутствии – в архив, но многие руководители не осознают важность сохранения документов. Приходится преодолевать безответственное отношение руководителей и конкурсных управляющих к документам ликвидирующихся организаций; при составлении ликвидационного баланса не предусматриваются средства на упорядочение документов и передачу их в архив. Это приводит к тому, что некоторые руководители просто не передают документы на хранение, не заботясь о социальной защищенности бывших работников. Как правило, утраченными являются документы коммерческих организаций: строительных кооперативов, небольших торговых предприятий и т.д.
Большую обеспокоенность сотрудников архива вызывает непоступление документов по личному составу организаций, ликвидирующихся в добровольном порядке.
По информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Кировской области с 2008 по сентябрь 2013 года из единого государственного реестра юридических лиц исключено 536 организаций, в архив переданы документы только 21 организации, что составляет всего 4% от общего числа. На сегодняшний день вопрос остаётся открытым, и сохранность документов по личному составу зависит только от порядочности руководителей таких организаций.
А что делать гражданам, которые при оформлении пенсии сталкиваются с проблемой невозможности подтверждения трудового стажа и размера заработной платы в связи с тем, что документы предприятий, в которых они работали, в архив не поступали?
Хотелось бы верить, что осуществляемые нами мероприятия по вопросам обеспечения сохранности документов по личному составу принесут свои положительные результаты, гарантирующие обеспечение и реализацию провозглашенных Конституцией Российской Федерации гарантий социальной защиты граждан.
Заведующий архивным отделом Ф.Г. Габбасова
Комментарии