Вятский самородок Вятские Поляны
Вятские Поляны

Вятский самородок

Павел Федорович Котов более двух десятилетий проработал производственным мастером на Сосновском судостроительном заводе, и его, без преувеличения, можно назвать самородком.

Он приехал в Сосновку в самом начале работы судоверфи и стал работать судоплотником. Но смышлёный и наблюдательный, Павел Федорович вскоре превратился в незаменимого мастера по спуску на воду построенных судов.

В то время спуск на воду осуществлялся небезопасным боковым способом по деревянным склизам. В этом деле Павел Федорович достиг совершенства. Например, в 1937 году под его руководством произошел спуск на воду единственного, построенного на судоверфи плавучего холодильника для Северного Каспия. Судно имело 85 метров в длину, 15,5 метра в ширину, высоту борта в 4,5 метра при полном водоизмещении 2430 тонн. Спуск на воду такого гиганта был очень сложным и до того времени неизведанным делом. Но руководство завода было уверено в успехе, ведь этой работой управлял Павел Федорович Котов!

Глубокий ум и обширные профессиональные знания проявлялись не только в строительстве судов, но и в других неожиданно трудных делах. В начале июля 1952 года на заводе сложилась парадоксальная ситуация: для спуска на воду первых десяти торпедных катеров проекта 183 для нужд ВМФ СССР прежнее спусковое устройство было непригодно и вставала очень сложная задача проектирования и ускоренного строительства нового. Руководство завода поручило это дело Павлу Федоровичу, и он без возражений и колебаний принял его как обычное задание. Сколотив бригаду из опытных судоремонтников, он всего лишь за 10 дней соорудил надежное временное устройство, которое прослужило целых 2 года. Если бы решение этой задачи поручили кому-нибудь из нас, дипломированных специалистов, то временного спускового устройства к столь сжатым срокам могло бы и не быть: дело погрязло бы в разработке чертежей, инженерных расчетах и разнообразных бюрократических согласованиях. Здесь же умный, опытный и необычайно решительный и смекалистый простой мужик, на свой страх и риск, без инструкций и нудных указаний, построил ответственнейшее сооружение.

Ныне по злой иронии судьбы пустующее здание цеха-конвейера (цех №6) было принято в эксплуатацию в феврале 1953 года. Хотя цехом его в те времена можно было назвать лишь условно: кирпичное здание, раскинувшееся на 9 тысяч квадратных метров, внутри было совершенно неблагоустроено и не имело необходимого грузоподъемного оборудования. Его установку и изготовление, конечно же, поручили Павлу Федоровичу.

Ряд конструкторских особенностей цеха значительно усложняли эту задачу. Бригада его рабочих, работавших по ночам (чтобы не мешать основному трудовому процессу), выполнила сложную задачу в предельно сжатые сроки. Результат был потрясающий: Павел Федорович, не имевший каких-либо специальных измерительных приборов, добился того, что на высоте 9 метров по длине всего цеха концы двутавров, по которым перемещаются грузоподъемные тельферы, имели перепад всего 2 сантиметра при допуске в 3! Героический спуск на воду двух торпедных катеров в августе 1955 года надолго останется в моей памяти. Обычно спуск на воду изделий выполнялся в апреле-мае, во время половодья. На этот уровень воды и были рассчитаны все спусковые устройства завода. Но в засушливом августе того года Минсудпром прислал срочную телеграмму-шифровку – изготовить и спустить на воду дополнительно 2 единицы торпедных катеров для нужд ВМФ.

Выполнение задачи спуска изделий на воду при экстремально низком уровне реки доверили Павлу Федоровичу. Немного поразмыслив, он попросил к утру следующего дня напилить ему 12 шпал длиною 2,5 метра - каждая из дубовых кряжей первого сорта. Без каких-либо инструкций и чертежей, лишь благодаря своей смекалке и опыту, он сумел изготовить оригинальное приспособление, и через три дня оба катера без каких-либо приключений были на воде. Действия Павла Федоровича были настолько стремительны, что мы, чиновники из медлительных руководящих отделов и бюро, даже не успели посмотреть: а как он это сделал? Менеджмент завода лишь облегченно вздохнул, а бригада рабочих Котова даже не была поощрена за этот невероятный успех. Читателю, незнакомому с кучей сложностей и нюансов спуска кораблей на воду, не объяснить, насколько это трудоемкая, напряженная и ответственная работа. Только лишь ювелирная точность и доскональный просчет деталей работы обеспечит безаварийный спуск судна. Ведь на кону – сохранность результата работы всего завода за год!

Спокойный и добродушный Павел Федорович вел себя всегда ровно и с начальством, и с подчиненными, выполняя без колебаний порученные задачи и неординарные работы. Добросовестный и самозабвенный трудяга, обладающий многими талантами и креативным мышлением, он никогда не гнался за наградами и регалиями, а просто делал свою работу.

В 1956 году он вышел на пенсию и переехал к дочери на Украину, где и был похоронен. Памятью о нем служит лишь фотография в заводском музее… да представленная вам статья.

В. Леонов , ветеран Сосновского судостроительного завода

По материалам источника: Савельев Валентин
5 Вятский самородок

Комментарии

Поможем найти
ЯХ