Андрея Королева любили все, кто его знал. Скажете, такого не бывает, всегда найдется человек, который относился бы если не с неприязнью, так с завистью. А вот Андрей удивительным образом умел располагать к себе людей. Впрочем, чему удивляться? Его редко кто видел хмурым. Как замечали учителя, даже когда он был серьезным и задумчивым, уголки его губ оставались приподнятыми, словно готовыми растянуться в улыбке. По-детски чистые глаза, обезоруживающая улыбка… Как вспоминала Тамара Николаевна Василевская, работавшая в годы учебы Андрея Королева директором средней школы №2, зайдет она, бывало, в класс, чтобы пожурить ребят за проказы, а на Андрея посмотрит – и от сердца отлегло, и всему классу прощение. Ему, говорила Тамара Николаевна, за одну улыбку можно было пятерки ставить. Пятерки ставили, но, конечно же, не за улыбку. Потому что учился Андрей охотно.
- Не зубрил, а именно учился, - говорила завуч школы Л.Ф. Чайникова. – Сочинения он никогда не писал общими фразами, пытался рассуждать и довольно интересно.
Большая семья, какая была у Королевых, это, конечно же, постоянный, часто утомительный труд. Но мама Андрея, Александра Александровна, кстати тоже учительница, знала: Андрюша никогда не откажется от работы. Даже если сильно устал, виду не показывал, а старался уберечь мать.
После школы он поступил в Ленинградский радиоэлектротехнический институт. Друзья-однокурсники, с которыми он жил в общежитии, запомнили: Андрей вставал раньше всех, будил, приучил всех к зарядке, а также наводить вовремя порядок в комнате, следил за тем, чтобы стирали, готовили. А еще водил всех по выставкам, концертам… С ним было легко, с ним можно было по-братски. Когда его друг Эдик Ким сломал ногу, Андрей решил помочь ему и носил парня на лекции и с лекции. На руках.Он хорошо ладил с людьми. В студенческие каникулы забегал в родную школу и пока со всеми – от директора до уборщицы – не наговорится, не уходил.
…Когда он уходил в армию, все свои настольные игры, конструкторы отдал соседским мальчишкам. Даже дядин подарок – электронную игру в теннис: пусть пацаны в хорошие игры играют. Да, эти пацаны за ним табуном ходили. И не только они, в любой компании Андрей был заводилой. И именно ребята называли его ласково – Королек.
Из армии Андрей писал шутливо: «Мамочка, кормят – лопнуть можно! К концу службы не буду в дверь пролезать». О том, что никакая еда не компенсирует вред от воздуха, в котором более четырехсот вредных примесей, он не писал. О трудностяхармейской жизни не знали даже друзья. Но после гибели Андрея нашли записную книжку. Это был его дневник, которому он доверял то, что не мог рассказать в письмах.
Андрей Королев служил на подводной лодке «Ульяновский комсомолец». Его не стало 18 мая 1989 года. Вот что писала газета «Наш вариант» о том дне:
«В 13-30 в отсек пришел политрук. Говорили о «гражданке», много смеялись, шутили. Андрей вспоминал свои родные Вятские Поляны. Он, как всегда, был свеж, подтянут, как будто не существовало духоты отсеков, спертого воздуха с вредными примесями…
Сказал, что хочет в отпуск и будет стараться честно его заработать. Уж кто-кто, а политрук-то знал: отпуск Андрей уже тысячу раз заработал, как-никак лучший гидроакустик соединения, вот будет приказ ко Дню флота…
В 14-20 Андрея не стало…» …
Военные, сопровождавшие цинковый гроб с телом Андрея Королева, пряча глаза, рассказали родителям, что трагедия произошла в южных водах Балтики, под берегами Польши, во время учебного боя. Он все время докладывал центральному посту о приближении торпеды, но вдруг замолчал. Когда прибежали в отсек, Андрей был без сознания. За его жизнь боролись врачи, но безрезультатно… А спустя месяц после похорон Королевым пришла повестка с приглашением принять участие в судебном заседании Военного трибунала Лиепайского гарнизона. В качестве свидетелей.
Вся правда о гибели Андрея всплыла на судебном заседании, куда отправились его отец Петр Андреевич с сыном и дочерью. Оказалось, Андрей Королев не умер, а был убит. Убит старшим матросом подводной лодки, который, говоря языком судебных документов, «нанес ему около трех ударов кулаком в грудь и живот, в результате чего причинил потерпевшему закрытую травму брюшной полости с крупноочаговым кровоизлиянием в области солнечного сплетения, что повлекло за собой рефлекторную остановку сердечной деятельности и дыхания…» Фактически Андрей стал жертвой распространенной в те годы армейской дедовщины. Преступника осудили.
Проводить Андрея в последний путь приехали его командиры. «Они у нас на коленях просили прощения за Андрея», - вспоминала Александра Александровна. Одному из них, самому младшему офицеру, Королевы предложили стать приемным сыном…
Галина Павлова
(По материалам, представленным комитетом солдатских матерей, и публикациям в газете «Наш вариант»)
Комментарии 1