7.08.2013
Стал так часто ездить в кулыжскую сторону, что некоторые там стали узнавать меня на улице. Даже появились оттуда новые собеседники в Интернете. Итак, сначала едем в село Кулыги.
По пути, с автомобильного моста, возле деревни Пеньки, справа хорошо видна территория машинного парка Сосновского песчаного карьера, о котором я уже писал в предыдущей заметке .
Конечно, главная достопримечательность Кулыг - это крупное пойменное озеро Кушак, вдоль берегов которого раскинулось село. Хотя горожан больше привлекает урочище Летник и пруд возле него.
В селе не видно заброшенности, которая в некоторых местах бросается в глаза. Люди обустраиваются, пытаются благоустроить свой быт. Есть даже новые дома.
В облике деревенских домов появляются новые черты, непривычные взору. Где-то я уже писал об этом, возможно, повторюсь. Посмотрите на следующем снимке окна деревенских изб. Какое окно вам больше нравится: слева или три окна справа?
В народной традиции считалось, что изба своими окнами глядит на улицу. Поэтому переплёты оконных рам имели такие очертания и пропорции, что окно издали напоминало человеческое лицо. А если были ещё узорные наличники с элементами национального орнамента, то получалось как бы женское лицо в платке с головным убором. Каждый дом, каждая изба отличались прежде всего своими окнами.
На смену деревянным рамам постепенно приходят пластиковые. И с ними постепенно уходит своеобразие русских изб. Конечно, окно без переплётов, со сплошным остеклением, гораздо технологичнее и дешевле по себестоимости. Но не теряем ли мы таким образом часть своей культуры?
Так, как мы утратили, например, свой традиционный национальный костюм, наряжаясь в технологичные одежды, предлагаемые текстильной и швейной индустрией. Хорошо, ещё есть язык. Ведь поставь рядом француза, поляка, русского - и, пока они не заговорят, внешне не поймёшь, кто есть кто..
Пластиковые окна изготавливаются по заказу, и значит, какими они будут у нашего дома, зависит от нас.
Диковинки ожидают вас, если зайдёте к кому-нибудь домой. В крытом дворе одного из кулыжан мне довелось наблюдать целую галерею картин местного художника Запивахина. Как поведал хозяин, следы его творчества можно найти в домах многих жителей Кулыг.
Вот такое живописное изображение местной Крестовоздвиженской церкви, стоявшей на крутом берегу озера Кушак. (Картина висела на стене высоко, поэтому снимок немного получился трапецией).
В здании Крестовоздвиженской церкви села Кулыги ещё недавно располагался сельский Дом культуры. В прошлом году здание возвращено православной общине, и в одной части бывшего храма возобновлено богослужение. Службы проводит священник, приезжающий из Вятских Полян. Собираются деньги на строительство новой деревянной церкви.
На выезде из села Кулыги красуется новый животноводческий комплекс, в котором уже ведутся работы по монтажу оборудования. Впечатляет не только внешний вид ферм, но и то, что будет внутри. Здесь предполагается беспривязное содержание коров, дойка на доильной карусели, и куча мелких прибамбасов, которых нет пока ни на одной ферме района.
На улицах села Кулыги обильно растёт растение из Чёрной книги России: Эхиноцистис шиповатый (если кто-то не знает, что это за книга, загляните сюда ). Вероятно, кто-то посадил этот эхиноцистис когда-то у себя в огороде как декоративное растение, а оно теперь распространяется как сорняк, забивая своими зарослями местные виды растительности. Название этого заморского растения как у моего кактуса-эхинопсиса, вероятно, из-за плодов-шишечек, похожих на кактусы.
Время за полночь, поэтому о второй части путешествия - завтра, в следующей заметке. Речь пойдёт о природной и культовой достопримечательности нашего района, Белом камне.