Дмитрий Медведев выразил неудовлетворение недостаточно высокой долей малого и среднего бизнеса в ВВП страны. По словам главы правительства, она составляет около 20%. Также он напомнил, что развитие этого сектора является одним из приоритетных направлений экономической политики. Но почему же «опора России» так медленно и неуверенно занимает свое место в отечественной экономике?
Почему 20% в ВВП - это мало? В Европе только у Ирландии и Румынии доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 50%, а у большинства развитых стран она составляет около 55-60%. в США - порядка 45%. А Россия по данному показателю уступает даже Турции и Египту, у которых вклад в ВВП страны около 25%.
Публичная озабоченность Дмитрия Медведева развитием малого и среднего бизнеса, на деле имеет несколько иные итоги первого полугодия 2013 года, когда их число сократилось сразу на 4 тысячи. В дополнение в 2013 году порядка 600 тыс. индивидуальных предпринимателей (12% их общего числа) прекратили свою деятельность из-за повышения взносов на обязательное пенсионное страхование.
России явно не хватает малого и среднего бизнеса и с одной стороны на его развитие тратятся астрономические средства и заявляется о снижении налоговой нагрузки, а с другой – государство повышает вдвое страховые взносы в Пенсионный фонд. Налоговый консультант аудиторско-консалтинговой группы «Градиент-Альфа» Ирина Парулева сообщает, что внушительная часть предприятий, формально попадающих под определение малого и среднего бизнеса, - это неработающие компании, владеющие активами либо играющие роль «налоговых оптимизаторов».
Начинать бизнес многие не стремятся, поскольку не хотят рисковать своими кровно заработанными средствами, которые можно вложить без дополнительных рисков. В отличие от тех, кто пилит бюджет и имея высокое кресло контролирует свой же бизнес. Смельчаки же вынуждены развиваться в условиях давления со стороны конкурентов и чиновников, попутно решая безумное количество бюрократических вопросов. В итоге доходность вложения в малый бизнес может оказаться на уровне 10%. Поэтому люди и несут деньги в банк.
Еще одна проблема - малому бизнесу негде развернуться. По большей части такие предприятия открываются только в сфере потребительского сектора. Но даже здесь есть серьезная конкуренция со стороны сетевых компаний, которые приходят исключительно в крупные населенные пункты, выдавливая малый бизнес на не обустроенную и вырождающуюся периферию. Местечковые чиновники не применяют антимонопольное законодательство ограничивающее монополизацию рынка.
Таким образом. мы имеем сразу несколько проблем связанных с развитием малого и среднего бизнеса:
- огромные бюджетные средства тратятся на популяризацию предпринимательства, но реального финансирования направленного на долгосрочное развитие своего дела фактически нет, а наличие реальных проработанных программ однозначно отменит необходимость тотальной рекламы и расходования бюджетных средств, а также проявит ненужность чиновников, которые эти деньги осваивают на семинары, съезды, конференции, лагеря … и еще получают зарплату;
- отсутствуют равные условия доступа на монополизированный рынок, так как малый бизнес слишком уязвим от лиц, которые лоббируют интересы сетевых компаний;
- налоговые послабления не соизмеримы с повышением страховых взносов в Пенсионный фонд.