Недавно провёл для Александра Вотинцева из ЛН-Видео небольшую экскурсию по окрестностям Красной Поляны. После деловой встречи он предложил прогуляться и посмотреть что-нибудь интересное. Любопытно, что живу в посёлке постоянно только третий год, а меня уже стали здесь воспринимать как знатока местных достопримечательностей..
Было уже близко к вечеру, и мы с Сан Санычем прошлись по лесной дороге вдоль ж.д. до станции Заструг. Там напротив железнодорожной платформы, по другую сторону ж.д. полотна, в лесу стоит необычное для глаз строение, напоминающее старые графские развалины. Впечатление от его созерцания усиливается из-за того, что к нему можно пробраться лишь по еле заметной, полузаросшей лесной дорожке, мимо полувековых сосен. Идёшь, идёшь по привычному густому вятскому лесу, и вдруг перед глазами возникает таинственное, почти средневековое чудо, сложенное из кирпича и бутового камня..
Когда стихает грохот от промчавшегося поблизости поезда, на несколько минут устанавливается мёртвая мистическая тишина, даже птицы на время умолкают, и рядом со старой каменной кладкой вдруг на миг ощущаешь, что попал в какое-то другое временное измерение..
Разглядывая полуразрушенную круглую башню с четырьмя арочными проёмами, смотрящими на все четыре стороны, даже не похожую на башню, а скорее напоминающую беседку, притронувшись к бархатному мху на неровных каменных стенах, задаёшься вопросом о происхождении этого строения..
Вероятно, такие вопросы возникают у всех. Поэтому о возникновении этой башни гуляет много версий.
Одна из них была предложена ещё в 70-е годы юными "красными следопытами". На стенде в коридоре краснополянской школы в одно время висела чёрно-белая фотография этой башни с подписью: красноармейский дзот времён Гражданской войны. Поскольку эта постройка расположена в безлюдном месте, на красноармейской линии обороны ж.д. моста (1919 года), то юные пионеры приняли её за один из объектов предмостных укреплений. Ни толщина стен башни, ни укреплённость, ни её архитектурный вид - конечно, не дают поводов воспринимать эту версию всерьёз.
Другая версия была уже озвучена однажды в моём блоге: это остатки водонапорной башни при станции Заструг. Водосборной металлической ёмкости здесь уже нет. Вероятно, она раньше была водружена на это каменное сооружение. Трубы водопровода, которые были проложены в сторону станции, выкопаны - осталась лишь полузасыпанная траншея.
Возможно, водокачку построили в 40-50-е годы ХХ века (надо уточнять..), - когда от разъезда Заструг до посёлка Казанка была построена узкоколейная железнодорожная ветка (УЖД) - по ней вывозился кусковой торф с Шемакского торфопредприятия. Водопровод был нужен для тепловоза и чтобы смывать торфяную пыль с ж.д. составов. Перед станцией Заструг была площадка, где стояло несколько строений (сколько и какие, пока не знаю), узкоколейка подходила вплотную к ширококолейной ж.д. Здесь торф с платформ УЖД перегружали на грузовые поезда и отправляли в Ижевск: там этот торф использовался на предприятиях в качестве топлива.
В школьном музее деревни Дым-Дым-Омга имеются несколько экспонатов, связанных с этой УЖД: костыль, которым прибивались рельсы к шпалам; кирка, найденная у ж.д. насыпи; железнодорожные сигнальные фонари-светильники.
К 70-м годам запасы топливного торфа на месторождении у посёлка Казанка были выработаны, и вывозки в Ижевск прекратились. Торфопредприятие перешло на добычу фрезерного торфа, который стали использовать в качестве органического удобрения на полях колхозов Вятскополянского района, и развозили на тракторах. Надобность в узкоколейке исчезла, её разобрали. Железнодорожную насыпь бывшей УЖД, тянувшейся сквозь Сушинскую рощу, расширили и по ней проложили автомобильную дорогу Красная Поляна - Дым-Дым-Омга.
Если башня построена в послевоенные годы, то она может считаться младшей сестрой "эйфелевой башни" Красной Поляны, которая построена в те же годы. Они даже чем-то похожи.
Смею предложить ещё одну версию происхождения данной башни-водокачки.
Имеется старинная карта - речная лоция, составленная в начале прошлого века. (Пусть вас не смущает отсутствие железной дороги на приложенном фрагменте этой карты: на лоциях изображаются только те объекты-ориентиры, которые видны с реки. Железнодорожный мост у Вятских Полян на этой карте уже есть.)
Обратите внимание: на этой карте напротив Белогузского острова на берегу реки Вятки обозначена одиночная дача.
Чья она была?..
Может, здесь летом отдыхал кто-то из деревни Верхний Заструг, где родился и жил в молодости наш вятский богатырь Василий Бабушкин.
А может, сюда приезжало купечество села Нижний Заструг, из которого впоследствии вырос город Сосновка.
Не исключено также, что дача принадлежала жителям деревни Старая Белогузка, чьи покосы были здесь, на заливных лугах левобережья. Ведь не случайно переселенцы из этой деревни облюбовали данные места на левом берегу, основав в 1919 году деревушку Новая Белогузка, с которой пошёл посёлок Красная Поляна.
Или дача была построена кем-то с расположенного поблизости железнодорожного разъезда, где могли жить стрелочник и путевые обходчики.
То есть это место в начале прошлого века уже могло быть населённым, а значит, башня и, возможно, водопровод - могли существовать уже в то время.
Если это так, то данное строение вполне может оказаться самой старой постройкой в Красной Поляне.
Во всяком случае, версии-гипотезы обозначены, осталось провести исследование, чтобы их доказать или опровергнуть. И тогда эта башня станет не просто курьёзной достопримечательностью посёлка, но и экскурсионным объектом. Буду признателен, если за это возьмутся какие-нибудь вундеркинды: лицеисты из КрП или гимназисты из Сосновки.
PS: Карта для желающих провести фотосессию на фоне данной достопримечательности (кстати, фотограф А. Вотинцев к вашим услугам).- Красная стрелка - направление на лесную дорожку, которая приводит к башне.
- Синяя стрелка - направление на железнодорожную насыпь узкоколейки.