Воспоминания (выписки из дневника) Дёмина Филиппа Михайловича, 1899 года рождения, уроженца с. Суши, русского.
"На работе я имел хорошие заработки. Отец и мать не жалели для меня ничего. Они охотно покупали для меня из моей зарплаты всё, что мне было нужно из одежды и обуви. Правда, запросы в этом в то время были не очень большие.
В 1915 году мне купили гармонь. Благодаря гармошке я начал пользоваться популярностью среди нашей молодёжи. С гармошкой меня приглашали на различные вечера, пирушки, на свадьбы и вечеринки молодёжи. Гармонист везде пользовался почётом и уважением.
До Октябрьской революции в нашем селе Суши не было никакого клуба. В длинные зимние вечера девчата устраивали посиделки. Обычно собирались у какой-либо вдовушки. Приносили с собой керосин, брали с собой какое-либо рукоделие, и человек 10 – 15 сидели в избушке, распевали песни. Иногда к ним приходили парни. При наличии гармошки устраивали танцы – пляски, ночевать расходились по домам.
Парни ухаживали за девчонками. Но делалось это тайно. Так уж было принято в деревне. Явная дружба парня с девушкой считалась на деревне поступком безнравственным. Например, ни в коем случае нельзя было парню с девкой пройти по улице под ручку. И не только под ручку, но и просто рядом пройти по улице считалось неприличным.
С наступлением весны девчата собирались вечерами где-нибудь на лавочке у окон, ходили играть на солому, на обмялки. По воскресеньям они собирались все в два места деревни: в верхнем конце улицы и в нижнем конце. Эти сборища считались как бы нормальными. Здесь девки водили хороводы. Парни тут тоже собирались к девкам и участвовали с девками в хороводах и других безвинных играх.
По большим праздникам молодежь ходила «заулочком» с одного конца села в другой, с песнями и наигрышами. Парни, девки здесь принимали с почетом прибывших гостей. Устраивался большой хоровод. Пели хороводные песни и весьма неплохо. Потом гостей провожали, делался перерыв. После этого, тоже «заулочком», шли гостевать в другой конец села, где происходило подобная же процедура. В эти дни девки старались одеться в лучшие нарядные одежды: кто в какие мог.
Эти большие хороводы всегда просматривались взрослыми - родителями данной молодежи. Охотно посещали их и старики, чтобы посмотреть на своих детей.
Безусловно, не все могли участвовать в этих хождениях в другой конец, т.к. у многих девчонок не было подходящей для этого одежды. Очень трудно было в то время в деревне с покупкой одежды. Не потому, что нечего было купить, а потому что не на что. Деревня жила почти без денег. Деньги были очень дороги. Их негде было заработать.
Некоторые девчонки временно работали на канатном заводе, где зарабатывали на поденной работе 15 коп. в день (за 12 часов ). Тогда как простенький ситец в магазине у местного купца стоил по 10-12 копеек за аршин (72 см).
Каждый год весной на пристани Водопой приходила баржа, в которую погружали липовую доску длиной 3 аршина. Тогда вся сушинская молодёжь, и парни и девки, ходили таскать эту липку с берега на баржу. И здесь зарабатывали, по-тогдашнему, неплохо: примерно на сдельных работах по 25 и до 40-45 коп. в день. Работа эта считалась срочной. Хозяин-предприниматель торопился погрузить баржу за время разлива весенней воды (некий Балякин1).
Местный же, в своём селе, заработок был совершенно низкий. Например, за молотьбу снопов вручную мотовилом, за рабочий день с раннего утра до позднего вечера выплачивали по 10-12 копеек.
Следовательно, делайте вывод, какая была у молодёжи обеспеченность одеждой, сделанной из фабричных материалов. В будничные, рабочие дни всё население нашего села (а также и во всех деревнях, окружающих нас) носило одежду собственного производства, из напряденного и вытканного льна. На ногах и зимой, и летом носили лапти, сплетённые из лыка. Валенки из шерсти надевали в зимнее время для того, чтобы сходить в церковь.
Таким же образом служила летом кожаная обувь: сапоги, башмаки. Вообще, одежда фабричного производства, валенки, сапоги, башмаки были рассчитаны на дни праздников, на различные гуляния, для хождения в гости.
------
1Возле Нижних Шуней на р. Вятке есть остров Балякина. Говорят, однажды здесь затонула баржа, принадлежавшая судовладельцу Балякину. Постепенно в этом месте река намыла песок, и образовался остров.