Уклад сельской жизни крестьянина (из воспоминаний) | Блог
Вятские Поляны

Уклад сельской жизни крестьянина (из воспоминаний)

Из воспоминаний Дёмина Филиппа Михайловича, 1899 года рождения, уроженца с. Суши, русского

УКЛАД СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ крестьянина складывался в течение десятков и сотен лет. И до исторического революционного 1917 года протекал размеренно, неторопливо, циклично.

Люди в нашем селе жили нелегко. Земля в Сушах песчаная, неплодородная. Урожай здесь вдвое ниже, чем на правобережье. Мало видел наш крестьянин не только какой-то хорошей жизни, но даже мало имел отдыха, никогда не было у него свободного времени. Две трети населения в селе к этому времени были неграмотные. Гораздо больше половины хозяйств были бедняцкими. Жизнь людей круглый год проходила в тяжелом крестьянском труде без перерывов и передышки.

Давайте, вспомним, чем занимался крестьянин в течение одного года.

Начнем с весны. Только лишь растаял снег, как люди семьями отправляются в лес на раскорчёвку. Нужна новая земля для посева льна. Ведь без льна никак нельзя, хотя и есть в продаже достаточно мануфактуры и она недорогая (примерно 7 - 9 копеек за аршин), но ведь у людей нет денег и взять их негде. А одежда сильно изнашивается. Поэтому мужчины и женщины предпочитают домотканую льняную одежду.

После раскорчёвки целину распахивали. Работа эта очень трудная. Сначала топором отрубается целый пласт вдоль полосы. Затем деревянной сохой-косулей или плугом проезжали по пласту. И так всю раскорчёванную площадь (иногда до четверти гектара).

Поднятая целина с мелкими корнями очень долго не разборанивается. Нужно проехать с бороной не менее 20 раз по одному месту. После нужно посеять вручную лён и вновь заборонить не менее 4 раз одно место.

Дальше начинается вспашка ярового поля под посев овса, пшеницы, гречихи, проса. Как только закончится сев яровых культур, сразу же переезжают на другое поле поднимать пары.

Остаётся немного времени до начала сенокоса. За это время вывозить навоз на поле, под посев ржи.

Кроме того, весной выполняется целая цепь работ по вспашке огородов, коноплянников, их нужно посадить и посеять.

Проводится необходимый ремонт инвентаря, оборудование, чтобы во всеоружии встретить сенокос и уборку урожая.

И вот тут лишь выделяется немногим больше недели, когда можно немного отдохнуть.

С 1 июля обычно начинается сенокос. Только его кончают, как поспевает уборка ржи. Жнитво ржи вручную, серпом. Очень тяжелая работа.

Дальше возка ржаных снопов и складывание их в скирды. Иногда не успеешь свозить с поля ржаные снопы, как поспевает жнитво овса и, вообще, яровых культур, ранних и поздних.

И так тянется до осени.

И всё делается вручную. О каких-либо жатках только слышали, что они где-то есть.

В последнюю очередь убирали гречиху и лён. Лён околачивали и тресту расстилали по лугам.

Дальше дёргали коноплю, обмолачивали семя. Конопляную тресту отвозили к озеру, складывали в плот. На плот наваливали гнётов, чтобы вся треста была в воде. Так она остаётся в воде около месяца

Дальше улежался лён, его нужно снимать и свозить к бане, где женщины начинают его просушивать и мять на самодельных льномялках.

Порядочное время занимает заготовка и вывозка из леса дров.

Производится кое-какой ремонт построек и зимнего транспортного инвентаря.

В овинах сушат ржаные снопы, молотят их ручными молотилами. Зерно везут на мельницу.

Полевые уборочные работы окончены. И на первый взгляд, как будто, и делать теперь нечего. Но это только так кажется. Женщины принимаются за пряжу льняных ниток, ухаживают за скотом. Два, а то и три раза в день нужно замесить корове, дать сена овцам, накормить свиней. А с наступлением теплоты нужно прясть лен. И прядет она, бедная, иногда до полуночи. И так всю зиму. А к весне они столько льна напряли! И нужно теперь эту пряжу промыть с золой и всё соткать в полотно, из которого сошьётся всякая одежда для себя, мужа и детей. Всех нужно одеть с ног до головы.

В течение зимы мужчины тоже с тёмного до тёмного заняты работой. Иногда по найму возят брёвна лесопромышленникам из рощи на пристань, иногда возят брёвна для ремонта своих построек. Подвозка кормов, размол зерна, вывозка навоза под яровые хлеба и ряд других работ. А в длинные зимние вечера нужно плести лапти для членов семьи. Ведь всю жизнь крестьянин ходит и работает в лаптях. Если он и наденет сапоги или башмаки, то только сходит в церковь; или в праздник посидит у окна, а потом опять снимает до следующего раза.

Вот посмотрите, сколько с одной коноплёй этой работы, причём работы очень тяжёлой.

Когда приходит пора вытаскивать замоченное коноплё из воды, бывает уже холодно. Работать приходится голыми руками, руки зябнут. Треста какая-то кислая, перегибается через руки. Снопики нужно вытаскивать из воды и составлять на гриву. Когда конопляная треста на гриве промёрзнет, а вода с неё стекла, то нужно эти снопы развесить на специальных вешалах, где они висят примерно с неделю, а то и более, пока они основательно не вымерзнут до сухости. Потом снопы свозят к бане. В бане их просушивают основательно и мнут на мялках. Дальше пеньку треплют специальными деревянными трепалами. И только после всех этих каторжных работ пенька становится годной к продаже.

И так круглый год крестьяне крутятся в работе, как белка в колесе. Кроме всего этого, чуть не у половины сушинских крестьянских хозяйств не хватает своего хлеба до нового урожая.

Денежных доходов не видно, да их, по сути дела, и нет. Ну что это за доход, если сельчанин выручит немного за проданную пеньку, за льняное семя, да может быть, заработает немного на лесовывозке. А ведь для хозяйства кое-что, и немало, нужно покупать.

Забота об одежде, о пище сопровождают нашего крестьянина всю его трудовую жизнь сначала до конца.

-----------------------------------------------------

См. также:

"Жизнь молодая (из воспоминаний)" http://vp43.ru/blog/1009

"Как женились в старину" http://vp43.ru/blog/1492

-----------------------------------------------------

Источник: Воспоминания Дёмина Ф.М., уроженца с. Суши. [Рукопись]. // Архив краеведа В.А. Слесарева.