Маланьина свадьба или как женились в старину | Блог
Вятские Поляны

Маланьина свадьба или как женились в старину

Наверное, некоторые уже заметили начало каких-то строительных работ возле Вятскополянского исторического музея.

Это реализуется ещё один проект в нашем городе, но не в рамках регионального проекта поддержки местных инициатив. Сотрудники музея стали победителями в конкурсе социальных инновационных проектов и получили возможность финансирования своей идеи по исторической реконструкции старинного свадебного обряда, которую назвали "Маланьина свадьба"

Молодожёны теперь имеют возможность пройти всю церемонию свадебного обряда по сценарию, разработанному сотрудниками музея. Два таких бракосочетания уже прошли и были отмечены восторженными отзывами. Говорят, у некоторых гостей возникло желание провести свою свадьбу повторно, здесь же. 

Когда будет закончена строительная часть проекта, то появится возможность проводить праздничные церемонии в традициях исконно русской свадьбы непосредственно на специально оборудованной для этого площадке на улице Советской. 

Вятские Поляны

Из воспоминаний Дёмина Филиппа Михайловича, 1899 года рождения, уроженца с. Суши, русского:

Зимой 1909 года моя сестра выходила замуж. Хочу описать формы СВАДЕБНОГО ОБРЯДА, бытовавшего в наше время в селе Суши.

Молодые знакомились, дружили друг с другом, но делалось это не открыто, а в большинстве случаев тайно. Молодой человек дарил своей подружке гостинцы, а его подруга дарила ему носовые платки, перчатки или что-то другое. А если они грамотные (в те дни грамотных было мало), то вели между собой тайную переписку, где договаривались о свиданиях, о выходе на гуляние и другом.

Родители парня или девицы не всегда считались с дружбой молодых людей и женили сына или дочь по своему усмотрению, иногда без всякого согласия жениха или невесты. Для родителей при этом большое значение имело хозяйственное положение будущей родни. Обычно родители жениха подбирали своему сыну невесту из семьи, равной себе по имущественному положению. Кроме того, конечно, принимались в расчёт красота невесты, её характер, поведение, скромность, трудолюбие, рукоделие и другое.

Когда всё это удовлетворяет родителей жениха, тогда они организуют сватовство невесты.

Отец жениха, крёстный и крёстная жениха, а иногда и сам жених отправляются в дом невесты. При входе в дом здороваются и рассаживаются по лавкам или стульям (раньше везде были лавки вдоль стен). А сваха (крёстная жениха) обязательно садится против потолочной матицы. Начинается, примерно, такой разговор:

У вас, дорогие хозяин и хозяюшка, есть товар. А у нас на этот товар – купец. Может быть, вы продадите этот товар нашему купцу?

Родители невесты из скромности начинают доказывать:

Наш товар не подходит для вашего купца, у неё ещё очень мало одежды, да и постель ещё не приготовлена, да и очень молода она ещё, пусть немного ещё поживёт в девках и понежится у отца с матерью...

Сватовство иногда длилось часа 2–3. Тут и шутки вперемешку с серьёзными словами, и смех, и деловой разговор. Наконец, родители невесты дают своё согласие отдать свою дочь взамуж за жениха, за которого сватают. Одновременно предъявляют сватовьям за невесту «поносы – калым» (денежная плата за невесту).

Тут начинается настоящий торг. Родители невесты стараются получить за свою дочь как можно больше, а родители жениха стараются меньше уплатить. Во время торга стороны уходят в разные комнаты или в сенный коридор на «совещание». Через некоторое время вновь сходятся вместе и вновь начинают вести торг.

На этом моменте стороны иногда расходятся. Причины могут быть различные: иногда жениховой стороне не под силу платить требуемый «калым», или же родителям жениха не понравилась невеста, а может быть, жених не понравился – в этом случае родители невесты запрашивают слишком высокую баснословную цену – «калым» и не снижают её нисколько (тогда родители жениха должны понимать, что это отказ: говорить об этом открыто считалось неудобным).

При наличии согласья сторон в части «поносов – калыма» уславливаются и о видах подарков – «даров» невесты, которые она должна преподнести избранным родственникам жениха. Обычно эти подарки были традиционные:

свёкру (отцу жениха) – рубашка, брюки, полотенце;

свекрови (матери жениха) – скатерть, рубашка, сарафан;

свахе (крёстной жениха) – то же;

деверю (брату жениха) – рубашка, полотенце;

золовке (сестре жениха) – рубашка, полотенце;

«тысяцкому» (крёстному жениха) – рубашка, полотенце;

«дружке» (зятю или родственнику жениха) – полотенце;

«поддружьям» (помощники дружки) – полотенца;

«большому боярину» (дяде жениха) – полотенце;

«малому боярину» (близкому родственнику жениха) – полотенце. 

И ряд других подарков – в зависимости от достатка невесты и смотря по внесённому жениховой стороной калыму.

Но вот все договорные условности окончены. Сватовство считается делом решённым. Отныне девушка считается просватанной невестой. Она ставит самовар, приглашает сватов за стол и разливает им в чашки чай. Родители же невесты угощают сватов хмельными напитками (в умеренном количестве).

Затем сваты забирают у невесты «заклад» (шали, скатерти, шубу, пальто или другие ценные вещи) и уходят домой.

Этот «заклад» практиковался, чтобы избежать обмана с невестиной стороны. Были случаи, когда невеста, будучи уже просватанной, тайком сбегала от родителей к другому жениху. Иногда родители невесты после сватовства пересматривали своё решение о выдаче дочери замуж: или жених не понравился, или хозяйство его плохое, или его умственные способности недостаточны... В этих случаях заклад оставался у жениха.

При сватовстве невесты стороны назначали время свадьбы, время венчания. Иногда после сватовства до срока свадьбы был месяц, или более, или менее. За это время просватанная невеста готовила свои «дары». Жених с этого времени посещал невесту почти каждый вечер. А если жених был из другой деревни, то он приезжал на лошади 2–3 раза в неделю. Жених и невеста все вечера проводили вместе, ходили по избушкам, где собиралась молодёжь. Гуляли по улице. Когда жених приходил в дом невесты, то девушка угощала своего жениха чаем, а родители преподносили своему будущему зятю хмельные напитки, а потом провожали его домой.

Накануне дня свадьбы невеста устраивает «девичник». К ней собираются подруги, девушки-родственницы. Протапливают баню, таскают в неё воду. Украшают ленточками большой берёзовый веник. С этим веником всей толпой, с песнями идут по улицам в дом жениха. Жених встречает девушек у себя дома, принимает от них веник (он предназначен для жениха). Усаживает всех девушек за стол, угощает их гостинцами и хмельными напитками. После угощения он вручает девушкам пачку туалетного мыла (для невесты) и провожает их обратно. Девушки, вернувшись от жениха, собираются и уходят вместе с невестой в баню. Моют невесту мылом, полученным от жениха.

При выходе из бани невеста обязана была плакать и кланяться в ноги всем членам своей бывшей семьи. Разными причитаниями просит прощения у них за то, что она, быть может, сделала неприятного в своей семье. Точно так же она кланяется в ноги девушкам, своим подругам (каждой в отдельности) и певучим голосом, причитаниями просит у них прощения за возможно сделанные неприятности или огорчения. После этого невеста успокаивается, умывается холодной водой, угощает подруг чаем, пивом, ужином. Потом девушки садятся за рукоделие, помогают невесте в тех работах, которые она не поспела выполнить ко дню своей свадьбы (вышивают цветными нитками полотенце, шьют рубашки, платья и т.д.). Одновременно девушки поют песни свадебного содержания.

Но вот настаёт день свадьбы. Невесту собирают к венчанию. Брат невесты или близкий родственник готовят лошадь и экипаж (выездные сани – если зимой, тарантас – если летом). Лошадь запрягали самой лучшей сбруей, украшали лентами её гриву, обворачивали лентой и цветной бумагой дугу. Повозка покрывалась большой шалью. Сюда сажали невесту. С ней до дома жениха ехали и девушки – подруги. Повозником является брат невесты. 

Когда невеста доставлена в дом жениха, подруги покрывают её большим покрывалом, под руки проводят в отдельную комнату, за перегородку, откуда она не уходит до самого момента поездки под венец. Вместе с невестой неразлучно в это время находится сваха – крёстная.

Девушки начинают петь свадебные песни, в которых величают родственников жениха, каждого в отдельности. За это девушкам кладут на тарелку деньги, как выкуп невесты.

Во дворе в этот момент происходит другая процедура. Повозник, доставивший невесту в дом жениха, остаётся один в повозке. У него под охраной постель невесты. Дружка и поддружье первоначально подходят к повознику и, как бы ничего не зная, хотят забрать и унести постель. Повозник защищает её. Начинается шуточная перебранка и угрозы. Повозник не сдаётся. Тогда дружки начинают уговаривать его ласковыми словами, но он не соглашается и назначает денежную плату за постель. Но для дружек это не выгодно и тогда они начинают угощать повозника водкой, пивом, ну в общем, всем чем можно, что есть. Подвыпивший повозник становится податливее и начинает понемногу снижать ранее назначенную цену за постель. В конце концов дружки с повозником приходят к соглашению. Повозник получает за постель деньги и отдаёт её дружкам, которые с шумом и смехом уносят её в дом жениха. Повозник невесты остаётся в доме жениха до поездки на венчание.

Во двор жениха к определенно–условному времени съезжаются на своих конях, запряжённых в лучшие выездные повозки, приглашённые родственники жениха. Организуется «свадебный поезд». Свадебные поезда в разных семьях были по числу экипажей различные. Если свадьба в бедной семье, то и поезд состоял из двух-трех экипажей. В некоторых зажиточных семьях число экипажей доходило до 12–13 единиц. Распорядителем свадебного поезда был дружка, а его помощником – поддружье. На первом экипаже свадебного поезда едут два человека: дружка и поддружье. На втором – жених и его крёстный отец («тысяцкий»); кучером у них – повозник жениха. На третьей повозке тоже едут трое: невеста, её крёстная мать (сваха) и повозник невесты. На четвёртой повозке едут двое: «большой и малый бояре». На остальных экипажах едут родители жениха и невесты, близкие родственники, как правило, по два человека на каждой повозке. В конце свадебного поезда едет «гвоздарь» с бочонком пива. У церковной ограды всех лошадей привязывают к коновязям. Все пассажиры свадебного поезда уходят в церковь, а гвоздарь начинает подавать пиво всем, кто выпить и кто пришёл посмотреть на свадебный обряд венчания.

До выезда свадебного поезда все приглашённые на венчание собираются в доме жениха. Здесь сваха от имени невесты разносит «дары» родственникам жениха, о которых условились при свадебном сговоре. Каждый, получивший подарок от свахи, ходит по дому, размахивает своим подарком и приговаривает:

Наша невеста не по лесу ходила! Не лыки драла, не лапти плела! А всё пряла, да ткала, да нам дары припасала. Вот они, посмотрите какие! Лучше этого не найти, трудно!

Присутствующие рассматривают дары, определяют качество ткани, оценивают красоту вышитых на полотенцах рисунков и т.д.

Дары разнесены. Дружка и поезжане перевязываются полотенцами на перекоску (с левого плеча на правую руку). Дружка даёт команду занять за столами каждому своё место (по свадебным чинам). И произносит торжественную речь:

Ну, дорогие гости! Большие и малые бояре! И все прочие чины! Садитесь все по местам, как ясные соколы по гнездам! Все садитесь по местам, по присвоенным чинам. А вы, батюшка и матушка, благословите сына родного с приёмной дочерью для принятия таинства православного брака. И чтобы ваши детушки жили в браке хорошо, любили бы друг друга и не забывали бы своих родителей, заботились о родителях и почитали бы их, как бог велел в своей заповеди. Благословите своих детей на хорошую, долгую совместную жизнь! Чтобы жизнь проходила без бед и болезней, а в добром здоровье и счастье! Как наши святые отцы благословляли, так и вы благословите.

Родители снимают икону с красного угла и, сначала отец, потом мать, благословляют жениха и невесту.

После благословления все поезжане рассаживаются по своим повозкам. Дружка обходит весь свадебный поезд с иконой в руках по кругу, садится в свою повозку. Икону он так держит в руках до приезда поезда к церкви.