+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

Сосновка: И в самый трудный момент – верим в лучшее

= «С чего начинается город…» Часть 2-я =

Для сосновчан вполне ясно – с чего он начинается, наш город на Вятке. Всё практически – что построено в городе и сделано для горожан, это вклад Сосновского судостроительного завода. И городом Сосновка стала благодаря судостроительному. Ещё раз напоминать, или пытаться доказать – какой вес имел наш завод, какую продукцию он выпускал в эпоху созидания, смысла нет, ибо у каждого сознательного человека это в памяти. Зато есть смысл повторить здесь слова А.Ю. Воскобойникова: «Нужны серийные заказы. Одиночными, коммерческими – завод не выживет».

И чтобы далее прореформаторские умники не давали «мудрых советов» типа: «Искать надо заказы», продолжу фразой: ЗАВОД ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕМ, А НЕ ЛОВЛЕЙ ЗАКАЗЧИКОВ.

А далее – так: «Фанерное солнце рыночной демократии» – оно и в Африке – как говорится – фанерное. Муляж. Система разрухи внедрённая после августа 1991 года – не есть хаос. Это глубоко и тщательно продуманная система планомерного, последовательного запуска составляющих разъедания государственности. В некую пору и была внедрена одна из составляющих – распределение любых заказов через торги. Именно эта игра в «тендеры» тщательно маскирует коррупцию: здесь всё происходит как бы само собой и ни кто – опять же – как бы, не при делах. Но, игра, она на то и игра, чтобы «делать мастерские ходы». Объяснять, думаю, не надо хоть это именно могу оставить как сугубо личное мнение. У каждого из вас оно вполне может быть каким угодно иным, своим.

Мне приходится время от времени общаться с рабочими и специалистами завода, и вот тут опять таки Александр Юрьевич дал повод вспомнить о словах рабочих специалистов, выполнявших заказы в прошлом году, в позапрошлом… по поводу комплектующих зарубежного производства. В особенности – электроники. Если коротко, то рабочие специалисты оценивают так: «В 100 случаях из 100 – просто в разы по качеству и надёжности хуже старой совдеповской электроники. В 70 случаях из 100 – откровенное дерьмо. Упаковка, правда, очень высокого качества, глянцевая, цветная». А теперь вспомните сколько в стране было заводов поставляющих такого свойства комплектующие и сколько осталось на сегодня…

Не буду уточнять – по наитию или для озвучки информации к размышлению, когда я снимал это интервью, Регина задала вопрос: «А почему завод не чистит фарватер Вятки?». И правда, почему же это он не чистит?))))) А потому – или, «как говаривали в старину Вятичи, отвечая на вопрос: worum? А вот darum и не чистит!». Во-первых, нужны ну, очень большие средства на содержание флота, земснарядов и драг. Во-вторых, если заводу и нужен чистый и глубокий фарватер, то завод – это, опять же, завод, а не путейское подразделение пароходства. Пароходство же не выжило в эту эпоху явно не по причине только лишь душевного неприятия слов «свободный рынок». Расчисткой фарватера в местах множественных перекатов на пути к Каме завод тоже занимался, но тогда завод располагал и средствами, ибо заказов было столько, что почти сем тысяч работающих едва успевали обеспечивать их выполнение. Сегодня 250-300 максимум и то: работой в большей мере не загружены. И ещё: Вятка постоянно перемещает пески, это тоже замечено и А.Ю. Воскобойниковым, а значит, расчистка фарватера – не занятие время от времени, а постоянная каждодневная работа целой речной флотилии. Вопрос: «А, деньги где?!». Были бы они – был бы реконструирован и спуск. Возможно, он был бы таким, который не требует спускать на воду большие суда по секциям. Лишь при чистом фарватере до Камы и при этом можно было бы обеспечить отправку полноценно готовых изделий своим ходом водным путём.

Главный вопрос в дни юбилея завода: и что делать дальше? Сможет ли завод стать прочно на ноги? Ответ такой: дальше – работать, разумеется. Работать – упрямо делать своё и не сдавать позиций. Верить в победу. Выживать – на любых заказах но держаться. Глупость, разрушившая собственные производства в стране, может быть, необъятна, но не бесконечна. Принимаемые Правительством и Президентом меры – хочется в это верить – всё же переломят ситуацию и не только в судостроении.

Что касается нашего, Сосновского судостроительного завода, то коллектив предприятия уверен: после 90-летнего юбилея у завода будут и ещё праздники. Впереди. Даже после 100-летия. А пока, сосновчан следует поздравить с этой датой: нашему заводу 25 июля исполнится 90 лет!

= «С чего начинается город…» Часть 3-я =

= 25 июля исполняется 90 лет Сосновскому судостроительному =

Если брать историю корабельного дела в Сосновке, то она может насчитывать и более сотни лет, уходя далеко в дореволюционный период. Это уже позже в Сосновке появилась и стала стабильно работать судоферфь. А ещё позже – стали строиться заводские цеха и верфь перешла в статус завода. В википедии содержатся общие данные о корабельном деле в Сосновке. Это – к тому, что

Сосновка, начиная с деревянного поселения и до наших дней – несёт в себе дух мастеров-судостроителей.

Интересен период деревянных кораблей в эпоху развития молодого социалистического государства. Есть такой факт, вызывающий улыбку, когда деревянный корабль рыбницу морского класса назвали «Факел социализма». Говорят, это миролюбивое судно наводило страх и сомнения на забугорные флотилии военных кораблей названием, содержащим слово «Факел». Англоязычные видят в этом слове «ФАКел», то есть – переводить не следует?))))) к тому же в совокупности со словом «Социализм» это выглядело достаточно убедительно. А, ну, как эта деревянная шхуна – неприметная с виду – возьмёт, да и пристроится в корму к какому-нибудь британскому или американскому крейсеру?!))))

Но это разговоры и разговорчики. А вот день сегодняшний… Мы в «ЛН-ВИДЕО» уже стали получать сообщения в почту и в личку после выхода первых двух роликов от людей, волей судьбы оказавшихся далеко за пределами Сосновки, области, и даже России. Есть и Сосновчане старшего поколения, которые хотели бы, чтобы их имена не забывали. Спасибо всем, кто присылает хоть пару слов отклика такого свойства, а мы, всё что в наших силах будет – попытаемся сделать.

Завод переживает тяжелые времена. И съёмку мы проводили в самый кризисный момент. Сегодня ситуация заметно улучшилась. Завод выиграл тэндер на заказы судостроения. А это значит, что работа в цехах возобновится в полную меру. Мы верим и в то, что и далее – пойдёт период подъёма. Завод, давший начало нашему городу, должен жить и развиваться. Должен постепенно восстановить свою прежнюю мощь. По иному быть не должно! А пока, предлагаем вам третью часть видео о заводе, снятую в начале июня 2014 года…

Дарья Бекшанская, Регина Морозова, Александр Вотинцев, «ЛН-ВИДЕО»

Поделиться

Популярные материалы

Показать ещё

Сообщение об ошибке