Путевые заметки: Ошторма-Кукмор | Блог
Вятские Поляны

Путевые заметки: Ошторма-Кукмор

Продолжение путевых заметок по окрестностям Средней Тоймы. Сегодня мы побываем на месте, где располагалась погасшая вятская деревня Ошторма-Кукмор.

Возможно, мы вторгаемся в чей-то краеведческий огород, т.к. по истории этой деревни выполнял исследовательскую работу один из учеников средней школы №5 города Вятские Поляны, но на мою просьбу ознакомиться с её содержанием и опубликовать её результаты, мне было отказано, даже после того как они с ней выступили на конференциях и конкурсах разного уровня. О своём отношении к такому подходу, когда исследования по родному краю делаются не для публикации и широкого ознакомления, а оседают непонятно где, ни себе, ни людям, я уже писал неоднократно. И мой проект Вики-Поляны направлен прежде всего на разрушение таких краеведческих заборов.

Из Средней Тоймы к цели нашего путешествия мы навострились идти пешком, однако нам снова повезло. Сразу за околицей нас подобрал житель Старого Пинигеря, ездивший в село на грузовой газели и возвращавшийся домой. Он подбросил нас до автомагистрали, идущей на север от кукморской дороги. По этой объездной дороге почему-то машины, следующие из Вятских Полян в Киров и обратно, не ходят, а предпочитают разбитые улицы Нижней, Средней и Верхней Тойм.

Вдали возле дороги С. Тойма - С. Пинигерь виднеются какие-то технические сооружения. Краем уха от кого-то слышал, что там будут заниматься нефтепереработкой, на основе сырья, добываемого в Татарстане. Короче, точно не знаю. За сколько слышал, за столько и продаю. :)

У дороги в нескольких местах вот такие объявления. Звонить по указанному телефону не стал, и так понятно, что наткнусь на бедолагу-фермера.. Знаю многих, кто поверил обещаниям наших властителей, обзавёлся землёй, в надежде развивать фермерское хозяйство и стать "отечественным сельхозпроизводителем", как модно сейчас говорить. Но получили кукиш от государства: выкручивайтесь, как можете, новые собственники земли. А сельхозугодья эти теперь никому даже даром не нужны.

На автостопе мы сэкономили километра два, что немаловажно, т.к. тут впервые. Это в путевых заметках всё выглядит красиво и увлекательно. На самом деле обычно таким описаниям предшествуют долгие блуждания по незнакомой местности, поиски, какие-то случайные снимки, непонятные находки и незапланированные приключения. Потом после возвращения домой заглядываешь в интернет, в карты, в книги, в свои прежние записи, и пытаешься понять, где это я плутал и что видел.. и красочно расписываешь, как всё было весело, интересно и удачно :)

На одном из сайтов наткнулся на сведения о Зиланове Искандаре Зилановиче, уроженце деревни Ошторма-Кукмор, участнике Великой Отечественной войны, бывшем председателе колхоза "Новая жизнь". Сведения размещены его сыном Зилановым С.И., бывшим директором Среднетойменской школы, учителем истории. ( http://wall-of-remembrance.muzeyos.ru/zilanov-iska... )

Марийская деревня Ошторма-Кукмор (Ошторм-Кукмор Черемисский, а сами бывшие жители продолжают её называть Починком) входила в Среднетойменский сельский совет. На сайте "Родная Вятка" в "Списке населённых мест Вятской губернии по сведениям 1959-73 гг." в деревне указывается 21 двор, 123 жителя; за 1926 год - 35 хозяйств, 180 жителей. ( http://rodnaya-vyatka.ru/snm1926/malmyzhskiy-uezd/... ) Кстати, всем рекомендую заглядывать на этот сайт, он сейчас на Земле Вятской является пока единственным сетевым ресурсом, где краеведческая информация не просто скидывается в одну кучу, а структурируется, обрабатывается и выдаётся посетителям по их запросам.

Жители Починка работали в колхозе "Уйлыш" ("Новая жизнь"). После объединения в 50-е годы он вошёл в состав колхоза имени Мичурина.

На судьбе деревни сказалась политика "бесперспективных" деревень. В 60-70-е годы ХХ века деревня была сселена. Большинство её бывших жителей поселились и живут ныне на улице Новой в селе Средняя Тойма.

От деревни в настоящее время остались только фундаменты от некоторых домов, у некоторых сохранились погреба. О расположении домов можно лишь догадаться по рядам деревьев, стоявших вдоль улицы.

Марийцы продолжают хоронить родных на кладбище своей деревеньки, которая уже стёрта с лица земли. За порядком на кладбище на протяжении десятилетий следит семья Бахитовых.

Во время нашего осмотра мы встретили бывшую жительницу, приехавшую из Вятских Полян, чтобы поклониться своим родственникам, похороненным здесь.

На деньги уроженца деревни Александра Ильича Николаева, с участием бывших жителей, на деревенском кладбище была построена часовня в честь Св. пророка Ильи, с замечательными иконами и утварью, которые были подарены настоятелем Никольского собора митрофорным протоиереем Алексием Сухих. Это культовое сооружение, наряду с сельским храмом, стало одной из достопримечательностей Земли Тойменской.

Бывшие жители намерены у начала деревни, на виду с автомагистрали, поставить памятник своей деревне. Уже залит фундамент, в котором предусмотрительно оставлены отверстия для установки стелы.

Напротив бывшей деревни, по другую сторону от автомагистрали сохранился маленький деревенский пруд.

За прудом, вдали, посреди поля находится небольшая поляна, на которой виднеются три священных ели. Это место является сакральным для местных марийцев, т.к. здесь издавна совершаются традиционные национальные праздники, входившие в аграрный народный календарь. На этих праздниках до сих пор сохраняются элементы дохристианских религиозных обрядов.

На такие места ходить не советую, если не хотите получить порчу за своё излишнее любопытство. У марийцев сильные колдуны, и такие сакральные культовые места насыщены магией, защитой от бестактного вмешательства.. Священные деревья здесь нельзя рубить, они старятся и умирают стоя.

О двоеверии финно-угров я уже упоминал в предыдущей заметке. Вот здесь можно хорошо увидеть этот симбиоз: по одну сторону автомагистрали - православные святыни, по другую сторону - дохристианские. Всё это умещается в мировоззрении одного и того же человека, и ни к чему задаваться вопросом, какая вера правильнее. Мне доводилось слышать воспоминания о том, что ещё в 30-е годы прошлого века в нашем районе православные священники терпимо относились к национальным обрядам на священных рощах, и даже проводили службы на этих же местах.

Покидая это место, ещё раз издали оглянулся назад. С дороги ничто особо не привлекает взгляд. Обычный вятский пейзаж. Люди были вынуждены переселиться отсюда, но внутренне не покинули его, не утратили духовную связь с этим местом. Малая родина продолжает звать к себе, не давая распасться бывшей деревенской общине.