Заканчивается поисковый сезон. Можно подвести некоторые итоги приборного поиска, который проводился в текущем году на территории предмостного плацдарма времён Гражданской войны у Красной Поляны.
Если в предыдущие годы сканировалась в основном линия окопов и траншей, делались точечные раскопы, то нынешним летом и осенью предпринят площадной поиск на нескольких участках. Для обследования были выбраны места, расположенные внутри плацдарма, в тылу, за линией военно-полевых укреплений, устроенных красными весной 1919 года.
Находки не отличаются разнообразием: преимущественно винтовочные гильзы и патроны, осколки и фрагменты артиллерийских снарядов. Однако их размещение, количество, когда они учитываются в комплексе, с привязкой к особенностям конкретной местности, - всё это позволяет сделать некоторые выводы, выполнить реконструкцию давних событий.
Первый вывод, который следует из поисков: территория плацдарма не была монолитной. Нами обнаружены места внутри плацдарма, где происходили атаки, перестрелки войск, которые сопровождались артобстрелом. О том, что белые прорывались через оборону красных, и в один из дней доходили до самого ж.д. моста, есть также воспоминания участника событий, опубликованные однажды в "Вятско-Полянской правде".
Представляют интерес стаканы от артиллерийских снарядов, которые на территории района находили и раньше, когда не было чувствительных металлоискателей. Такие артефакты Гражданской войны есть почти во всех наших местных музеях. Считалось, что это остатки "неудачно" разорвавшихся снарядов, которые по какой-то причине не разлетелись на осколки.
Загадка раскрылась, когда на обследованном участке были найдены отдельные фрагменты, из которых удалось "собрать" боеголовку одного такого снаряда.
Поскольку на всей поляне найдены также свинцовые шарики картечи, то сразу возникло предположение, что это не фугасные, а шрапнельные снаряды.
Все сомнения отпали, когда в начале октября металлоискатель обнаружил неразорвавшийся снаряд.. Состояние боеприпаса было таким, что его даже не стали извлекать из земли: латунная головка от коррозии рассыпалась в голубой порошок. Об опасной находке сообщили в полицию, организовали оцепление, и были вызваны взрывотехники из Кирова.
Снаряд обезвредили, подорвав его на месте. Когда любопытные поисковики снова просканировали небольшую воронку, оставшуюся от взорвавшегося боеприпаса, то было обнаружено несколько шариков картечи, покрытых налётом парафина и канифоли.
Краткая справка.
Шрапнель (названо по фамилии изобретателя) - это снаряд, начинённый убойными элементами (пулями), содержащий специальный дистанционный взрыватель для подрыва на высоте в конечной точке траектории. Время, когда должен произойти выброс пуль, настраивается по шкале на латунной головке. Стакан шрапнельного снаряда не разрывается на мелкие убойные элементы, из-за наличия убойных элементов взрывчатого вещества в таком снаряде меньше, чем в фугасном осколочном снаряде. В Гражданскую войну в качестве поражающих элементов в таких снарядах использовались в основном свинцовые шарики. Для предотвращения деформации пуль шрапнели при выстреле, они заливались канифолью, или канифоль-парафином. То есть каждая пуля лежала в своём гнезде в монолитном стекловидном теле, которое не давало ей, во-первых, плющиться, во-вторых, соприкасаться с себе подобными и с кислородом воздуха. Лишь когда диафрагма выталкивалась порохом из стакана, тело заливки рассыпалось (канифоль - очень хрупкий материал) и пули летели каждая сама по себе.
"Вперёд заре навстречу
Товарищи в борьбе.
Штыками и картечью
Проложим путь себе.."
Запутался, как называть эти шарики: картечь, пули, шрапнель... Почитав специальные статьи по этой теме, для себя уяснил, что картечь - это начинка самых первых подобных снарядов, которые выбрасывали своё смертоносное содержимое во все стороны, а в шрапнели картечные заряды были усовершенствованы, выбрасывая начинку в одну сторону. Если вы охотник, то можете представить шрапнельный снаряд, как огромный патрон с картечью, который выстреливает на подлёте к цели. Короче, все эти шарики и кусочки металла лучше называть так: поражающие элементы шрапнельного заряда.
Ориентация шрапнельных стаканов, воткнувшихся в землю, показывает, что подобные снаряды использовала артиллерия и белых и красных, поливая свинцовым дождём скопления войск.
При таких обстрелах была неизбежна массовая гибель солдат. И тут вновь возникает вопрос, не дающий мне покоя..
Опубликованные документы 2 армии Восточного фронта, относящиеся к периоду обороны ж.д. моста у Вятских Полян, свидетельствуют о том, что в этих боях с обеих сторон участвовало значительное количество войск.
На основе опубликованных источников можно указать следующие воинские части красных, непосредственно участвовавшие в обороне на территории предмостных укреплений: отряд Тощакова (1 взвод пехоты, 1 конно-пулеметный взвод, полубатарея и 1 эскадрон конницы), который находился на территории плацдарма до момента, пока сюда не отступили основные силы; 30, 8 Уральский полк – защищали плацдарм со стороны Заструга; 251 полк занимал позицию севернее предмостного укрепления .
Все эти полки по своему численному составу носили лишь название полков, а в действительности по числу штыков это были отдельные роты и батальоны. Так, 8 Уральский полк имел к этому времени 405 штыков.
Западный участок плацдарма, прилегающий к ж/д мосту, оборонял 58 стрелковый полк 7 дивизии. Штаб полка располагался под ж/д платформой, стоявшей в тупике у моста.
Населённых пунктов на территории плацдарма в 1919 году не было. Посёлки Красная Поляна, Почтовый, станции Ямное и Заструг появились здесь позже. Ближайшими населёнными пунктами были: село Суши (расположено в 5 км с севера) и деревня Верхний Заструг (в 3 км с востока). В селе Суши находился белогвардейский штаб Ударной бригады 3 Степного Сибирского корпуса. А за деревней Верхний Заструг, в селе Сосновка был белогвардейский штаб 3 Иркутской дивизии 4 Сводно-Сибирского корпуса.
Наибольшее скопление войск на территории предмостного укрепрайона наблюдалось в течение трёх дней: 23-25 мая 1919 г. накануне контрнаступления красных. Кроме отдельных полков 21 и 28 дивизий, которые вели непрерывные бои на левобережье перед мостом, к этим дням у Вятских Полян командованием 2 армии была сосредоточена 7 дивизия. Тут же располагался армейский резерв – 5 дивизия. Для обеспечения их быстрой переправы на левый берег у деревни Мухино, чуть выше ж/д моста дежурили суда пятого дивизиона военной речной флотилии. Ожидая главный удар отсюда, белые в свою очередь тоже пополнили свои силы на этом участке, сменив полки и устроив линию окопов с проволочными заграждениями у деревни Заструг, чтобы не допустить продвижение красных вдоль железной дороги.
Получается противоречие. С одной стороны, большое скопление войск на малом участке, многочисленные источники, свидетельствующие об ожесточённых боях на предмостном плацдарме, приказы командарма-2 со ссылками на большие потери личного состава – отсюда следует возможность большого числа погибших с обеих сторон. С другой стороны, подсчитав количество погибших по известным воинским захоронениям на территории предмостного укрепрайона в Вятскополянском, Малмыжском и Кизнерском районах, получаем цифру 54.
По газетным публикациям воспоминаний очевидцев белые, отступая, вывозили раненых и убитых с собой.
Есть воспоминания одного из старожилов района, а также публикации в районной газете, где высказывалось предположение о существовании братской могилы красноармейцев 2-й армии Восточного фронта, которая находилась на левобережной территории укрепрайона у старой Сушинской дороги недалеко от ж.д. станции Ямное. Очевидцы утверждали, что это был холмик у дороги, из которого торчал кусок рельса с написанным четырёхзначным числом (более 1 тысячи) – предположительно, оно означало количество похороненных.
Достаточно протяжённый участок старой Сушинской дороги, где могла находиться братская могила красноармейцев-шоринцев, впоследствии оказался на территории комбината «Ударник», построенного в послевоенные годы. Неоднократные попытки обнаружить точное место захоронения, которые предпринимались разными краеведами, пока не увенчались успехом. Обнаружение могилы могло бы разрешить имеющееся противоречие.
В одном месте шрапнельный шарик был обнаружен внутри пенька. Эта находка может пролить свет на другой вопрос, который возникает часто при осмотре предмостной линии обороны: как выглядела в то время данная местность, был ли тут такой же лес, как сейчас. Сгнивший пенёк с пулей внутри позволяет предположить, что на отдельных участках здесь в годы Гражданской войны могли быть вырубки.
Выражаю благодарность:
Павлу Карякину - за консультации;
поисковикам - за сотрудничество.