В предыдущей заметке речь шла об относительной самостоятельности Рождественской монастырской обители, устроенной для административного и духовного управления вотчиною Вятского Успенского монастыря.
Вотчина Вятского Успенского Трифонова монастыря на южной Вятке, с которой связывают возникновение Вятских Полян, представляла собой обширные земельные угодья и места рыбной ловли. В древних актах сохранилось несколько описаний, по которым можно попытаться понять, где пролегали её границы.
По иронии судьбы в царской грамоте Фёдора Иоанновича 1595 года, от которой ведётся отсчёт истории Вятских Полян, все эти угодья перечислены приблизительно, со слов игумена Трифона Вятского. Поэтому сразу после получения грамоты из Казани сюда был послан боярский сын Меншик Мишаков, чтобы осмотреть пустующие земли, произвести "дозор". Возле Полянок действительно было сильное запустение, установившееся здесь после "казанского взятия", и, видимо, Мишаков не стал себя особо утруждать поисками, расспросами жителей окрестных деревень. Межевание им не производилось. Поэтому в грамоту, по которой казанский воевода Михаил Воротынский распорядился о закреплении земель за монастырской вотчиной, почти дословно вошло приблизительное описание угодий, содержавшееся в царской грамоте:
"1) против р. Воштормы в 60 вер. от устья Вятки луг, на котором ставилось 1000 копен сена;
2) полянка в 10 вер. от Воштормы вверх по Вятке, пашни и перелогу 30 дес. в поле, а в дву потому ж;
3) зарослей и дубров пашенных в длину на 26, поперёк на 16;
4) заводи Бахмутьевскую и Чернеевскую и около них гари;
5) рыбные ловли в разных местах по р. Вятке вёрст на 20."
Определимся с основными ориентирами.
По воспоминаниям, напротив Вятских Полян до середины ХХ века имелась заводь - затон, соединявшийся с рекой во время половодий. Однако в древних актах при описании лугов на левобережье, где монастырь стал косить в первые же годы, в качестве ориентира используется только остров посреди Вятки, о котором я уже писал, а вот про затон в этом месте не говорится.
Поэтому более приемлемой может быть версия, что Бахмутьевская заводь - это нынешний Мухинский затон. Конечно, это простое курьёзное совпадение, но прозвище Бахмут встречалось мне в связи с событиями Гражданской войны (1919 г.) на территории Мериновской волости, где расположен этот затон.
Чернеевская заводь упоминается в некоторых дозорных книгах вместе с однокоренным топонимом Чёрное озеро. И тут на ум сразу приходят Матанский затон, расположенный напротив каракульских земель, и Каракульский затон. Как известно, тюркский топоним Каракули как раз сложен из двух слов: кара - чёрное, куль - озеро.
Итак, по грамотам 1595 года Вятскому монастырю были переданы в безвозмездное владение земли, расположенные на правобережье Вятки, севернее устья реки Оштормы.
Передача в ведение монастыря таких обширных угодий преследовала в первую очередь государственные миграционные интересы. Расчёт был в том, что у монастыря найдутся средства и возможности для заселения пустующих земель. Свободных землевладельцев привлекали сюда на жительство льготами, которые предоставлялись на различных условиях путём заручных подписей. Вотчинные крестьяне заручных подписей не имели; они могли покинуть монастырские земли, но только при условии, если оставят вместо себя других жителей - "садоков". Так достигалось постоянство численности населения и его постепенное увеличение за счёт рождаемости.
Как известно, обустройство монастырской вотчины началось со строительства обители - Рождественского монастыря на Полянках - у переправы через Вятку, южнее устья реки Оштормы, на дороге, по которой зимой вывозился вотский ясачный хлеб с левобережья Вятки. Место для строительства "посельский старец" выбрал выгодное, но малость не там, как указано в грамоте. Были срублены два храма. При обители стали селиться монастырские крестьяне, и возникло монастырское село.
А через полтора десятка лет началось освоение более удалённой "полянки в 10 вер. от Воштормы вверх по Вятке", где тоже возникло монастырское село.
При межевании в книгах Грязнова Головачева от 1612-го года было написано:
...от монастыря 20 верст, вверх Вяткою-рекою на Усть-Бури-речки монастырских 4 двора крестьянских; да высеяно озими на 2 десятины, да перелогу и зарослей по смете десятин со 100...
Речка Бури - так по-татарски называлась речка Слудка, в устье которой поселились вотчинные крестьяне. Древние бумаги сохранили даже имена этих первых поселенцев:
...на речке Слутке жили монастырские крестьяня, Демка да Игнашко Ивановы, Тимошка Загребин, Гришка Максимов сын Медведев...
Так начинается история ещё одного монастырского поселения, которое в документах 3-й ревизии (1761—1767 гг.) податного населения Российской империи упоминается как
Слудка, село, вотчина вятского Успенского Трифонова монастыря, Арская дорога Казанского уезда.
На рисунке: Ильинский монастырь на Вязьме.
Источники:
- Дозорные книги Михаила Кашкадамова (1678 год)
- Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. - Вятка, 1912.
В следующей заметке попробуем затронуть Смутное время в истории Вятских Полян и Слудки.