Новости Вятские Поляны за 2 Августа 2014
Вятские Поляны

Дневник Hatmaster: 25 июля 2014. Смоляниново («Русская Калифорния») – Чита

2 Августа 2014 в 22:00 ·

дневник

Рано вставать мы не стали, еще вчера вечером договорились отоспаться с долгой дороги, утром Валерий и Дима занялись утренней пробежкой вдоль трассы, после легкого завтрака мы выехали в маршрут.

Преодолев несколько километров, вновь видим голосующим на обочине нашего вчерашнего попутчика по имени Иван. Останавливаемся рядом, спрашиваем его:

- Иван, ты что, пешком собрался идти в свой Чернышевск? Садись – подкинем.

- Я всю ночь ловил попутку, но никто не садит, вот ранним утром и пошел пешком, думаю, может кто остановится, - рассказывает Иван.

- Ты ведь, наверное, так ничего и не ел со вчерашнего вечера. Бери что понравится, тут у нас всякие вкусности есть и сок, - предлагаем мы, замечая его уставший вид и грустные глаза.

Пока парень завтракает, Валерий интересуется:

- Ты хоть куда все-таки едешь, тебе точно надо в Чернышевск?

Парень поежился, видимо, ему не очень хочется рассказывать о себе, но затем все же признается:

- Я от друзей еду, из Хабаровска, а в Чернышевске у нас детский дом, я там живу, сейчас каникулы в школе, вот и поехал.

- Ты в каком классе учишься? Думаешь ли, кем хочешь быть после школы, будешь учиться где-нибудь еще или сразу пойдешь работать? – Спрашивает Валерий.

- В восьмом учусь, через год заканчиваю школу. Не, ещё не знаю, что буду делать, учиться хочу в техникуме, у нас там есть.

- А мечта у тебя есть какая-нибудь, может, хочешь стать кем-нибудь, заниматься чем-то интересным? – Продолжает Валерий.

- Не, какая мечта, я не знаю еще. Вот выучусь – там видно будет.

- Ох, Иван, Иван, держись как-нибудь, все в жизни бывает, и задумывайся уже сейчас, в свои 15 лет, чем будешь заниматься в жизни, какое для себя дело выберешь. Это – очень важный шаг, - желаем ему мы.

Парень наелся и сразу задремал, время от времени пугливо просыпаясь при каждом сильном толчке автомобиля, подпрыгивающего на высоких кочках. Мы в шутку окрестили волны на «штормящем» асфальте «титьками», и, подскакивая вместе с авто на каждой очередной «волне», дружно хохотали при упоминании этого забавного слова. Так было значительно веселее ехать, тем более, наш пассажир оказался весьма неразговорчивым парнем (сами мы уже давно успели обсудить друг с другом все интересные для нас темы, за почти четыре месяца пути вокруг света). Волнистый асфальт не позволяет передвигаться по трассе с постоянно скоростью, все время приходится тормозить, и это сильно выматывает как водителей, так и пассажиров, при многочасовом движении по такой безобразной дороге сильно укачивает, чувствуешь себя как будто перекупался в штормящем море, когда вестибулярный аппарат начинает давать существенные сбои, и человек ходит как будто покачиваясь на волнах.

Вскоре мы въезжаем в Забайкальский Край, о чем красноречиво свидетельствует большая красочная стела, установленная возле дороги. Естественно, делаем фото на память и движемся дальше, по дороге, количество «титек» на которой, к нашей вящей радости, резко сокращается. Теперь можно разогнаться до нормальной «крейсерской» скорости и значительно ускорить передвижение по автодороге, ведь впереди у нас еще сотни километров пути до Читы.

По пути видим красивую каменную часовню, вздымающуюся на вершине горы, решаем посетить ее и преклонить колени в этом прекрасном месте. Наверх ведет узкая дорожка, по которой поднимается наш автомобиль, затем держим пеший путь до самой часовни; купол ее, несущий крест, покрыт золотом, сверкающим на солнце, внутри – просторно и пусто, лишь небольшой колокол в основании свода, несколько икон вместо иконостаса и подставка для свечей.

Часовня, судя по всему, построена недавно, она радует глаз издалека, а вокруг нее открывается потрясающе прекрасный пейзаж, панорамный вид на таежные дали, уходящие до линии горизонта, ограниченные лишь вершинами сопок.

Далеко внизу, по федеральной трассе бегут большегрузы и легковушки, а мы нашли несколько минут для того, чтобы постоять в тишине на вершине горы.

Иногда в пути необходимо остановиться просто для созерцания красоты и гармонии нашего удивительного мира, который является воистину совершенным, вот и мы, повинуясь некоему внутреннему ощущению, делаем такие остановки в нашем путешествии вокруг Земли.

Следующие несколько сотен километров мы наблюдаем красочную игру светотени; местность все еще остается гористой, по небу плывут густые облака, обещающе скорый ливневой дождь или даже грозу во второй половине дня.

Добравшись до Чернышевска, который оказался крупным населенным пунктом, мы прощаемся с Иваном, с грустью стоящим возле автомобиля, чувствовалось, что ему понравилось с нами общаться, по пути, благодаря шуткам, он заметно повеселел, заулыбался, а сейчас, видимо, ему вновь предстоит вернуться в детский дом.

- Иван, тебе куда-то еще надо ехать или здесь рядышком? Можем довезти тебя? – Интересуемся мы.

- Детский дом за поселком находится, до туда 10 километров будет, но в другую сторону от трассы, туда ходят автобусы. Я уехать могу туда сам. – Отвечает он.

- Может тебе денег на автобус дать, у самого, небось, не на что ехать? – Спрашивает Валерий.

- Угу, денег нет, - виновато отвечает Иван.

- Держи 300 рублей, этого хватит, чтобы доехать?

- Хватит… Спасибо вам.

Мы с грустью обнимаем напоследок бедолагу Ивана, а после отъезда еще очень долго едем молча, в полной тишине. Каждый думает о своем, но очевидно одно: несчастный парень, скорее всего, ставший жертвой нелепых и независящих от него обстоятельств попал в детский дом, фактически вырос в нем. И сейчас он один в свои 15 лет проделал отнюдь не близкий путь в 1600 километров, явно добирается уже несколько дней, ночует на трасе или в лесу, где полно диких зверей (край - таежный, населенных пунктов здесь очень мало, на сотни и тысячи километров вокруг – сплошная тайга).

И тут мы отчетливо понимаем, сколько проблем в нашей огромной стране, сколько горя и страданий выпадает на долю ни в чем не повинных детей, зачастую становящихся жертвами обстоятельств, когда родители пьют, рукоприкладствуют, выгоняют из дома. Когда общество не готово предоставить таким «трудным детям» достойную работу, и они после окончания детского дома зачастую попадают в зависимость от криминальных группировок, пополняя их ряды. Что ждет Ивана дальше, кем он станет в дальнейшей взрослой жизни? Озлобленным на весь мир, на своих нерадивых родителей, на воспитателей и педагогов, на всю страну? Или, прислушавшись хотя бы чуть-чуть к нам, его случайным попутчикам, сделает правильные выводы, станет старательно учиться, обретет осязаемое, светлое будущее? Мы этого не знаем, но искренне бы хотелось пожелать ему добра, найти свое достойное место в жизни.

Очень много мыслей возникает в голове, когда видишь голодных, замкнувшихся в себе детей, брошенных родителями на произвол судьбы. Бедная Россия, сколько в тебе еще страдания и горя; особенно здесь, в этих суровых таежных краях, между Западом и Востоком, в нищих деревнях с покосившимися старыми домиками, с разрушенными колхозами и совхозами, с извечным бездорожьем и безголовостью пропивающих последнее мужиков, за которых жены тянут на своем горбу детей и все домашнее хозяйство. Мы видели множество стран, сталкивались с самыми разными людьми и ситуациями на своем пути, но только здесь и, пожалуй, во Вьетнаме, мы воочию соприкоснулись с тяжелыми социальными проблемами. Особенно болезненно осознавать это у себя на родине, куда мы с такой радостью вернулись после почти 4-х месяцев странствий по странам и континентам.

После Чернышевска леса и кустарники вдруг полностью исчезают, нас окружают обширные степи, и лишь далеко, на линии горизонта видны невысокие сопки. Удивляет столь резкая смена пейзажей, как будто внезапно попадаешь в совсем иную реальность.

Мы проезжаем возле степного пожара, сухая трава горит на небольшом участке, но наши попытки созвониться с МЧС по телефонам горячей линии и по всем телефонам экстренных служб не увенчались успехом: все номера либо молчат, либо недоступны для вызова.

Небо затягивается серыми дождевыми тучами, сквозь них во все стороны устремляются яркие солнечные лучи, создающие незабываемое по красоте зрелище. Затем начинается ливень, а мы уже поднимаемся по серпантину на высокие сопки, на их склонах вновь появляются густые березовые рощи и лиственничные леса

В этих местах все время происходит что-то новое, мир за окнами автомобиля ежеминутно удивляет буйством красок, гармоничным сочетанием цветом и форм. Красота русской природы заключается в одухотворенности пейзажей, в глубоком колорите всего того, что нас окружает среди этих необъятных, на самом деле грандиозных просторов одной шестой части суши, протянувшейся от океана до океана.

Вечером мы въезжаем в Читу, город оказался совсем небольшим, достаточно компактным, в нем почти нет многоэтажных зданий, архитектура хранит черты советского времени, преобладают стандартные «хрущевские» пятиэтажки, которыми повсеместно выполняли пятилетние планы по обеспечению населения благоустроенным жильем.

В Чите мы первым делом посещаем буддистский храм – дацан, попавшийся нам по пути и привлекший яркими и необычными архитектурными формами. Большая часть населения Читинской области и соседствующей с ней республики Бурятия исповедует учение Сиддхартхи Гаутамы, во многих, особенно крупных населенных пунктах построены дацаны и ступы, что позволяет верующим справлять свои религиозные обряды.

Гуляем по дацану, разглядывая красивые статуи львов, молитвенные барабаны, богатые украшения главного храма, выполненного в форме мандалы.

На территории дацана стоит юрта – традиционное жилище бурятов.

Обходим храм вокруг по часовой стрелке, что предписывает буддистская традиция, вращаем тяжелые молитвенные барабаны, после чего садимся на мостовую и обсуждаем наши дальнейшие планы.

Завтра предстоит преодолеть немалое расстояние до столицы Бурятии, города Улан-Удэ, значит, сегодня нужно постараться проехать еще некоторое расстояние, к тому же, в гостиницах города непросто найти номера по приемлемой для нас цене, все предложения слишком дороги.

По пути заезжаем поужинать в крохотное кафе, где компания девушек и юношей отмечает День рождения своей подруги. Ожидая готовности заказанных блюд, мы также решили поздравить именинницу, которой сегодня исполняется 18 лет, вручив ей презентационный комплект кругосветной экспедиции “HatMaster” и традиционную русскую шапку «треуху», из числа ограниченной партии, выпущенной специально для нашей экспедиции компанией «Мехико». Девушке было очень приятно получить неожиданные поздравления от путешественников, а нам – просто поздравить человека с Днем рождения. Быть может, наше появление на празднике останется в памяти этих людей, жителей далекого от нас русского города Чита.

На ночь мы расположились за городом, в очень уютной частной гостинице, в которой к тому же имеется прекрасно работающий высокоскоростной Интернет, что вдвойне приятно после многочисленных затруднений с доступом в Интернет, которые мы испытываем на протяжении всего пути по отдаленным восточным регионам России.

Дневник Hatmaster: 24 июля 2014. «Воронеж-3» – Хабаровск – Углегорск (космодром «Восточный») – поворот на Смоляниново («Русская Калифорния»)

2 Августа 2014 в 21:47 ·

В дневнике HatMaster отображается научно-экспедиционная работа и личные впечатления участников кругосветного путешествия. Материал дублируется с сайта www.hatmaster.org по разрешению руководителя проекта.

Ночью разразилась сильная гроза, вспышки молний беспрерывно освещали все вокруг, а грохот грома сотрясал землю под нами, казалось, будто небо рухнуло на этот мир, придавив его собой.

Зато спалось во время дождя очень сладко, как это зачастую бывает в туристических походах. Утром, под проливным дождем пытаюсь найти Олега, но в его палатке пусто, как будто никого и не было, а по центру ее стоит большая лужа. Оказалось, когда начался сильный дождь, палатка тотчас же промокла, вначале с крыши на Олега начали капать крохотные капельки дождя, затем постепенно стал промокать спальник, пока, наконец, не пришлось ретироваться из палатки в салон автомобиля.

Наконец, все участники экспедиции найдены живыми и здоровыми, под непрекращающимся дождем мы быстро собираем мокрые палатки, заводим мотор и направляемся в аэропорт Хабаровска; сегодня мы встречаем Диму, среднего сына Валерия. Дима станет четвертым участником экспедиции до возвращения в г. Вятские Поляны, 15-летний парень загорелся идеей совершить автомобильное путешествие по России от Приморья до родного города.

Мы быстро преодолели 20-километровое расстояние от места ночлега до аэропорта, зашли в кафе, чтобы выпить по чашке бодрящего кофе, стоимость которого оказалась более чем неадекватной, рублей под 200 за крохотную чашку, а маленький бутерброд с маслом и парой тонких, прозрачных кусочков местной рыбы обошелся в 250 рублей. Интересно, каким образом в данном случае работает система ценообразования и почему в аэропорту цены в несколько раз выше, чем в любом другом общественном месте, так и осталось для нас загадкой.

Наконец объявляют о прибытии рейса из Москвы, мы встречаем счастливого Диму, получаем багаж и направляемся в дальнейший путь по нашей необъятной стране.

Дождь постепенно прекратился, но все окрестности покрыты атмосферной дымкой, образованной испарениями; мы едем среди туманных сопок, поросших девственными таежными лесами, стоящих на берегах многочисленных рек, между которыми – большие заболоченные пространства, густо поросшие сибирским разнотравьем.

Места здесь удивительно живописны, ими хочется любоваться, остановиться на денек-другой, сходить в горный поход, в тайгу с рюкзаком, посидеть у ночного костра на берегу речки…

Но всему - свое время, а пока мы мчимся по ухабистым дорогам, взяв направление на запад, в сторону Читы, до которой отсюда более 2000 км пути.

В Биробиджане качество дорог значительно улучшается, мы преодолеваем большое расстояние за более короткий отрезок времени.

По пути встречается множество объездов, повсюду идет ремонт трассы, сильно износившейся за многие годы пост-советского периода, когда их ремонтом, судя по всему, практически не занимались.

Дорога петляет среди сопок, становящихся все выше и выше, затем вновь отступающих с нашего пути, уступая место совершенно плоским заболоченным равнинам.

Однообразный пейзаж, окутанный туманной дымкой, постепенно убаюкивает, сказывается ночь, проведенная в палатках, под сильной грозой, и мы поочередно засыпаем под мерное шуршание шин, время от времени просыпаясь на очередной рытвине.

К слову сказать, дороги здесь вполне удобоваримые, с той лишь оговоркой, что временами встречаются протяженные участки трассы, деформированные из-за оседания грунта и представляющие собой бесконечные «волны», автомобиль, как катер, «плывет» по волнам, приходится существенно гасить скорость, что доставляет некоторые неудобства.

По пути остановились у придорожного кафе, над вывеской его приютилось гнездо ласточек, из которого выглядывают три крупных птенца, с любопытством и опасением наблюдая за приезжими. У местных мужиков узнаем, что интересного есть в этой таежной, лесистой местности:

- Вы на нашем новом космодроме уже были или еще нет? – Спрашивает один из них.

- Нет, конечно, а разве здесь, в такой глуши космодром какой-то есть? – С удивлением отвечаем мы.

- Ну как, здесь строится новый российский космодром «Восточный», вы туда езжайте обязательно, надо повернуть на Углегорск, от него по грунтовке километров 20 будет, - отвечают нам. Правда, там КПП на въезде стоит, обычно всех пускают, но у вас очень уж машина яркая, сразу в глаза бросается, попробуйте все равно, должно получиться.

- А нас вообще туда пустят, на космодром, вроде такой серьезный объект, охраняется, наверное, хорошо? – Спрашивает Валерий.

- Съездите, это недалеко от трассы, ну не пустят – так не пустят, да, еще можете в Сковородино заехать, это ближе намного, с трассы надо повернуть налево и километров 30 – до села. Я оттуда родом, увидите настоящую деревню, без дорог и безо всяких там сервисов, у нас и асфальт то только по трассам накатали, а как куда заедешь в село или деревню, тут же увязаешь в топкой красной глине. Не верите – съездите да посмотрите, и как люди все это терпят? - Откровенничает наш собеседник.

- Съездить то оно конечно можно, только со временем у нас напряженно, слишком большое расстояние еще надо пройти. А насчет дорог – там у нас, на западе России, тоже все непросто, есть и бездорожье, и глины у нас тоже топкие, люди везде по-разному живут. Если получится, съездим обязательно. – Отвечаем мы мужикам, прощаемся с ними и вновь отправляемся в путь.

На одной из остановок, возле кафе, видим экстраординарный, треугольной формы туалет, деревянный, выкрашенный в синий и желтый цвета, на нем висит большая спутниковая антенна. Ничего подобного мы ранее не видели!

Димка по пути разоспался, после бессонной ночи, проведенной в самолете из Москвы, долгого 11-часового ожидания в московском аэропорту при пересадке с казанского рейса на хабаровский. Парня вырубило на весь день, что неудивительно, да еще сказалась резкая смена 7-ми часовых поясов.

Вскоре мы сворачиваем на Углегорск, от него в сторону строящегося космодрома «Восточный» уходит широкая грунтовка, по ней идет активное движение транспорта, в пыли, поднятой многочисленными грузовиками и служебными автомобилями; мы с трудом ориентируемся, в конце концов, упершись в закрытый шлагбаум и КПП.

Охрана просит предъявить документы, с настороженностью глядя на наш разукрашенный многочисленными наклейками автомобиль, проехавший вокруг Земли. Не знаем какого труда стоило Валерию и Олегу договориться с охраной, но нас после долгого ожидания, когда, казалось, уже потеряна всякая надежда, все-таки пускают на стройку. Далее путь лежит по лесной грунтовке, накатанной посреди самой настоящей тайги; еще километров 15 мы едем в пылевой завесе, пока не оказываемся на открытой местности, на которой и развернулось строительство стратегического объекта – пусковых комплексов космодрома «Восточный», который станет второй отечественной площадкой для запуска ракет-носителей и позволит реализовать планы по освоению ближнего и дальнего космоса. Учитывая многочисленные проблемы, с которыми сталкивается Россия при эксплуатации расположенного на территории Казахстана космодрома «Байконур» пуск нового, собственного объекта позволит решить массу задач.

Строительство идет активными темпами, это видно по обилию транспорта, мы проезжаем мимо железнодорожных путей, на пригорке видим возводящиеся здания ЦУПа (Центра управления полетами), а дальше, среди бескрайних просторов тайги – пусковые установки, позволяющие выводить космические корабли на различные орбиты. Конечно, мы не стали испытывать судьбу и ехать дальше, так как возле большинства объектов стоит вооруженная охрана, зато воочию увидели масштабное строительство нашего, российского космодрома, что после посещения американского мыса Канаверал, где находятся «космические ворота» США, тоже стало полезным опытом.

Возвращаемся на трассу и держим путь дальше, впереди – многие сотни километров пути, а солнце уже постепенно клонится к закату. Наш автомобиль мчится на хорошей скорости 140-150 км/час по абсолютно ровной автодороге, справа и слева мелькают лиственничные боры, обширные заболоченные равнины, за которыми на дальнем плане возвышаются сопки, окутанные голубоватой дымкой.

Алое солнце висит над линией горизонта, прямо перед нами, движущимися на запад, в низинах висят густые туманы, они слоятся, покрывая собой влажные болота, посреди которых растут одинокие лиственницы и сосны. Мир вокруг преображается на мимолетные мгновения алого вечернего освещения, когда мы прощаемся с дневным светилом до следующего утра.

Мы видим стоящего на обочине паренька, одного, среди болот и неминуемо наступающей ночи, он без особой надежды протягивает руку, силясь поймать попутку. Валерий резко останавливается, дает задний ход, интересуется у парня, куда ему надо добраться в столь поздний час:

- Куда путь держим, как звать тебя, путешественник?

- Иван меня зовут, еду из Хабаровска к себе домой, в деревню, под Читой, - отвечает парень.

- Иван, а что поездом не поехал или автобусом? – Спрашивает его Валерий.

- На поезд денег нет, а автобусы тут не ходят: далеко очень, - сетует Иван.

Парень оказался очень немногословен, мы не стали проявлять излишнее любопытство, просто взяли его с собой в экипаж пятым. Одет он бедно, с собой – маленькая наплечная сумка, видно, что давно не умывался, на руке - самодельная татуировка.

Ночь постепенно овладела лишенной человеческого жилья тайгой, на большой скорости мы продолжаем движение по пустынной трассе, ни попутных автомобилей, ни встречного движения. Густые туманы легли между сопок, время от времени перекрывая собой дорогу, вот далеко впереди появились электрические огни, это значит – рядом жилье, наверное, есть отель и кафе. Иван сошел вместе с нами, сказал, что отправится дальше искать попутку. Мы не стали его отговаривать, раз знает куда ехать – значит, не стоит мешать в осуществлении его планов.

Подъехав к повороту на Смоляниново, мы располагаемся на ночь в четырехместном номере, ужинаем в уютном, вполне приличном кафе чем бог послал, и заваливаемся спать. За сегодняшний день было пройдено 1200 километров. Большой путь позади, завтра мы надеемся добраться до Читы.

Дневник Hatmaster: 26 июля 2014. Чита – поселок староверов Тарбагатай – Улан-Удэ

2 Августа 2014 в 22:18 ·

дневник

С утра выдвигаемся в направлении столицы Бурятии, города Улан-Удэ, путь предстоит неблизкий, потому запасаемся терпением, неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы добраться до всех намеченных точек маршрута.

Дорога регулярно ремонтируется, на ней множество объездов, на которых теряется много времени, сокращается суточный пробег автомобиля. Мы мчимся по скоростному шоссе, по тем его участкам, что подверглись реконструкции в течение последних месяцев, иногда приходится преодолевать затяжные, утомительные объезды по гравийной насыпи, над которой проходящие автомобили поднимают густые столбы пыли.

Встречаются и вполне естественные препятствия, например, стада коров, с любопытством разглядывающие наше красочное авто, как-то прямо в центре шоссе встречаем дружную семейку: бочком друг к другу стоят бычок, корова и теленок, и они вовсе не собираются отступать. Потому мы осторожно объезжаем этих чудесных созданий, мирно жующих травку.

Повсюду видны сопки, оживляющие в целом однородный пейзаж, с ними красота сибирских лесов становится еще более выразительной.

Какой-то чудак везет на крыше своего авто большой тюк с автопокрышками, остается загадкой как его автомобиль не опрокидывается на сильном ветру и на крутых поворотах горного серпантина. Мы предположили, скорее всего, у него набит аналогичным товаром и весь салон микроавтобуса, потому и не переворачивается.

По виткам серпантина мы взбираемся на высокий склон сопки, откуда открывается прелестный вид на окрестности, на деревеньки и села, приютившиеся у чистой сибирской речки.

Покосившиеся, старые домики хранят память о многих поколениях тех, кто здесь жил, строил пресловутое светлое будущее, да так и ушел в мир иной, не успев вкусить последствий «Времени великих перемен». Домики и сараи стоически держатся, вросшие в субстрат, в землю-кормилицу и сдаваться вовсе не хотят, они по-прежнему хранят дух старины, бескрайней сибирской провинции, которая и есть та самая настоящая Россия, что исчезла в современных мегаполисах, душных, перегруженных транспортом и людьми.

А в этих местах сохраняется дух прошлого, оно никуда не девалось за все перестроечные и пост-перестроечные времена. Домики всем своим видом как будто хотят сказать: «Мы еще постоим, много видели на своем веку, и переживем любые напасти, главное, чтобы люди не уезжали отсюда, обрекая нас на запустение и быстрое разрушение». Долго стоим на откосе, щелкая затворами фотокамер, а затем молча созерцаем красоту русской природы.

Рядом на постаменте возвышается бульдозер, установленный в память о моменте завершения строительства автодороги Улан-Удэ – Чита, произошло это памятное событие в 1979 году.

Дальнейший наш путь лежит по лугам и долинам, среди которых раскинулись многочисленные деревни и сёла, приютившиеся на берегах многочисленных рек, где люди живут себе и живут, практически не почувствовав никаких изменений за последние несколько десятков лет. Мы заехали в одну из деревень, прокатились по улицам, не найдя никаких признаков современной цивилизации: грунтовые дороги, сельповский магазин, детишки на старых велосипедах, мотоциклы «Урал», облупленные «УАЗы». У маленькой речки со смешным названием Хохотуй, под березами стоит видавший виды «Москвич», а в нем пьют водку мужики, с удивлением наблюдая за нашим автомобилем, как за залетевшей из дальнего космоса летающей тарелкой.

В огородах цветет картофель, на крылечке жмурится на яркое солнышко старый, пушистый кот, рядом бродит скучающая корова, неохотно пропуская редкие автомобили.

Вокруг – полное запустение, все фермы разрушены, лишь руины напоминают о былом расцвете животноводства, а одинокие коровы с любопытством разглядывают проезжающие по трассе авто, бродят среди руин советских ферм.

Былой державный размах советской экономики полностью сведен на нет, о нем напоминают лишь руины, то и дело встречающиеся вдоль дороги. Радует лишь одно: активными темпами идет восстановление автодорог во всех областях и регионах, что нам удалось пересечь на время многодневного путешествия с Дальнего Востока. Страна пытается восстановить утраченные позиции, наладить основные каналы сообщения между огромными территориями, расположенными во многих часовых поясах. Это вселяет некоторую надежду и оптимизм, ведь действительно мы можем сделать все, только когда этого на самом деле хотим.

Заезжаем в «позную» (это название сопоставимо с «шашлычной» или «блинной», позы – бурятское национальное блюдо, похожее на азиатские манты), мужики заказывают бухлёр (мясной суп с крупными кусками вареной говядины), позы и еще какую-то снедь с непонятным названием и составом. Позная, между прочим, называется «Клёвое место», это – оригинальный маркетинговый ход.

Наконец мы прибыли в крупное село Тарбагатай, знаменитое тем, что в нем с незапамятных времен живут староверы, сосланные в столь давние края еще во времена петровской России.

В ту пору большое количество семей было выдворено на задворки Российской империи, не согласные с церковной реформой люди целыми семьями бежали кто – в Польшу, а кто – в Сибирь или Приморье.

Так появились старообрядческие деревни и села, где люди до сих пор сохранили традиционный уклад жизни, настоящий русский язык и свою культуру. Мы заранее созвонились с представителем местной диаспоры, чтобы посетить ряд интересных мест Тарбагатая, проехать мимо которых просто невозможно. Здесь проживают «семейские» — старообрядцы Забайкалья, высланные в Сибирь в XVIII веке при разделе Речи Посполитой, куда они ранее бежали преимущественно из южных регионов России.

Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 г., 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 г. произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 г. Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников. Переселенные семейские проносят с собой высокоразвитую сельскохозяйственную культуру, свой уклад жизни, обычаи и верования, воздвигают старообрядческие храмы, строят большие, крепкие деревни и села. Основным занятием их является выращивание таких культур как рожь, пшеница, ячмень, гречка, овёс, картофель, овощи. Скотоводство у семейских играло подсобную роль.

В селе Тарбагатай существует Центр старообрядческой культуры, Русская древлеправославная церковь и Музей старообрядческой культуры, открытый усилиями отца Сергия, с которым нам посчастливилось встретиться.

Первым делом направляемся в расположенный поблизости красивый, желтого цвета дом, сплошь украшенный замысловатыми цветочными орнаментами, на воротах – изображения лебедей, резные наличники на окнах , а внутри, во дворе – кладезь всевозможных артефактов, представляющих ретроспективу развития культуры старообрядцев.

В сопровождении сторожа Юрия мы проходим по многочисленным хозяйственным постройкам, затем попадаем в избу. В «красном углу» - большой старинный иконостас, главная икона – Георгий Победоносец, на стенах, традиционные изделия прикладного искусства старообрядцев.

По нашей просьбе Юрий извлекает из шкафа традиционный женский головной убор – кичку, рассказывает нам о ее назначении. Внешне кичка напоминает чепец, но в передней части ее имеется высокий выступ, снизу, по периметру – множество подвесок.

- Для чего, думаете, на кичке размещали эти подвески? – Спрашивает нас Юрий.

- Не знаем, может, это – обереги какие-нибудь? – С сомнением отвечаем мы.

- Количество подвесок указывает на число детей, которое хочет иметь молодая семья, ведь кичку надевали девушка, выходящая замуж. На этой кичке их не так уж и много, всего 22.– Рассказывает нам Юрий.

- Ничего себе, а сейчас одни-два ребенка – это уже предел мечтаний, - отвечает Валерий.

- Вы, если интересуетесь старинными головными уборами и одеждой, сходите лучше в наш Музей старообрядческой культуры, в нем стараниями отца Сергия собрано много интересного, только он сегодня занят, у его сына День рождения, но, думаю, договоритесь. Путешественники все-таки. – Предлагает нам Юрий.

Мы благодарим его за внимание, уделенное нам в нерабочий вечерний час, и направляемся к Русской древлеправославной церкви. Отец Сергий встречает нас в гражданской одежде: солидный батюшка, с окладистой бородой, мудрым взглядом, он с радостью соглашается сделать для нас исключение и продемонстрировать музейную коллекцию, созванивается с охраной, договаривается о снятии музея с сигнализации. Музей расположен в просторном помещении, вход в него украшен элементами старорусского деревянного зодчества, которые батюшка самолично привез из разных районов Бурятии.

Мы попадаем в мир старины, в музейной экспозиции стараниями отца Сергия собрано множество предметов культуры и быта старообрядцев, такому богатству экспонатов мог бы позавидовать любой крупный этнографический музей.

При входе натыкаемся на уголок с коллекцией предметов палеонтологии, ископаемыми костями животных ледниковой эпохи.

- А сбором костей древних животных кто-то у вас занимается, есть специалисты, или люди приносят в музей? – Интересуемся мы.

- О, это я все сам насобирал, увлекаюсь, знаете ли, всякими древностями, вот и палеонтология – одно из моих хобби, здесь у нас в окрестных сопках и по руслам рек можно многое найти, раз натыкаюсь на них, отчего бы и не привезти в музей? – Отвечает нам отец Сергий.

- И как вам удается совмещать столько интересов? Археологические коллекции в витринах представлены, тоже сами собирали?

- Да, бывает иногда, исторических артефактов в наших краях множество, в этой витрине, например, каменные орудия труда эпохи неолита, на соседней полке – железные наконечники стрел, это уже эпоха «Золотой орды», - демонстрирует нам музейную коллекцию отец Сергий.

Видя наш повышенный интерес к старинной одежде, широко представленной в музее, наш собеседник рассказывает о том, какие головные уборы бытовали в ту или иную эпоху среди старообрядцев Забайкалья. Остается лишь удивляться широте интересов этого человека, его незаурядным способностям совмещать служение богу и активную исследовательскую и популяризаторскую деятельность по сохранению уникальной культуры старообрядцев, сохранивших до сих пор собственную культуру и систему самоидентификации.

- Традиционный головной убор называется «кичка», он состоит из нескольких частей, основная и самая сложная – это шаль из китайского шелка, такие шали сейчас очень непросто найти. Вначале на голову надевается внутренняя часть кички, наподобие чепца, затем наматывается шаль, часто она закрепляется на голове при помощи специальной броши, изготовленной из бисера в форме солярного знака. Такой головной убор является непременным атрибутом комплекса национального костюма семейских (старообрядцев). – Рассказывает нам отец Сергий.

- А где найти такой головной убор, они продаются или можно заказать у кого-либо? – Интересуемся мы.

- Да вот моя соседка, что живет рядом, бабуля 74-х лет, как раз делает кички, продать - не продаст, а вот заказать у нее кичку, наверное, можно. Есть лишь одна проблема – надо вначале найти шаль из китайского шелка. Я потом с ней поговорю, может и согласиться вам помочь, сделает кичку специально для вашего музея.

Мы обменялись контактами, а затем поинтересовались у отца Сергия, есть ли еще что-то необычное в его коллекции помимо представленного в музее. И батюшка приглашает нас в усадьбу, где он устанавливает всевозможные архитектурные сооружения, найденные во время исследовательских поездок по региону.

- Вот часовню недавно нашел, площадью больше 120 метров, договорился и привез сюда по частям, сейчас собираю и восстанавливаю ее, когда вся работа будет выполнена – открою для прихожан, пусть служит добрым людям. Рядом вот амбар стоит, тоже найден во время поездки. Приглашаю вас в избу, привез ее издалека, время постройки - конец 19 века.

Мы проходим в просторную избу, в ней полностью восстановлен старинный интерьер, а стены сложены из прочных, больших сосновых стволов. У окна стоит деревянный ткацкий стан, отец Сергий признался, что сам восстановил его и даже научился ткать!

- Неужели вы умеете ткать при помощи такого станка? – Не скрываем мы своего удивления.

- Отчего бы и нет, интересно же попробовать, понять, как работает эта старинная техника. Все же люди сами делали, осваивали самые разные технологии, без этого в хозяйстве не обойтись, - говорит отец Сергий, видя удивление в наших глазах, - у меня еще кузница была восстановлена, сам работал на ней, да на все времени уже не хватает, стоит пока без дела, может, когда и пригодится. Кстати, обратите внимание на эти колеса, они – от старинной пушки, покрыты резиной, она, правда, сильно повреждена, потому что женщины в период дефицита отрезали кусочки резины себе на каблуки.

Мы видим целую коллекцию телег, плугов, старые-престарые мотоциклы, разобранную кузницу, жернова от мельниц, деревянные расписные ставни, наличники и много чего ещё. Наверное, будь у отца Сергия серьезная финансовая поддержка со стороны государства, он бы открыл еще более грандиозный музей, ведь такая богатая коллекция достойна быть представленной людям, в большом количестве приезжающим в это известное сибирское село, чтобы проникнуться культурой старообрядцев.

- А есть у вас работники в музее, или все делаете сами? Экспонаты дарят или приходится за них платить? – Спрашиваем мы.

- У нас, у старообрядцев, капитализм здесь никогда не кончался, принято за все платить. Потому за все экспонаты, которые нахожу для музея, плачу из своего кармана. За одни – больше, за другие – меньше. Все стоит денег, любой труд, любая безделушка. У меня в музее работает смотрителем и билетером одна местная бабуля, ей уже 93 года, весной посадила в огороде 11 мешков картофеля, по осени всей родне придется эту картошку собирать… Она, кстати, очень любит свою работу, все-таки какое ни какое, но общение, лучше, чем дома сидеть. У нас многие бабули долго живут, а все потому, что едят только натуральную пищу, некоторые в магазине кроме чая вообще ничего не покупают. – Рассказывает отец Сергий.

Мы расстаемся с этим удивительным человеком, нечасто можно встретить священнослужителя с таким широким мировоззрением и столь разнообразными интересами. Дай бог ему здоровья, понимания и поддержки со стороны государства, которое просто обязано быть заинтересовано в сохранении национальной культуры, прекрасным примером которой является староверие, привнесшее из глубины веков незыблемые духовные и материальные ценности древней, допетровской Руси.

А мы на сей раз направляемся в Улан-Удэ, на выезде из Тарбагатая обращает на себя внимание высокая сопка с каменными столбами на самой вершине, перед входом на тропу, ведущую наверх, установлены красочные ворота в буддистском стиле и информационные щиты. Оказывается, это место является священным для бурятской ветви буддистов, народное его название «Омулевая сопка».

Мы поднимаемся по многочисленным каменным ступеням на округлую вершину малой сопки, а на нем – россыпь валунов, украшенных священными знаками.

Крутая каменистая тропа уводит выше, на вершину, обточенную водой и ветром в течение сотен тысяч лет. Глыбы гранита поросли мхами и лишайниками, кривые березки, растущие на подъеме, украшены молитвенными флажками и цветными лентами.

Дневник Hatmaster: 27 июля 2014. Улан-Удэ – озеро Байкал (Гремячинск, Максимовка, Байкальск) Республика Бурятия, Россия

2 Августа 2014 в 22:29 ·

дневник

Ранним утром выходного дня мы вновь отправляемся в дорогу, в центр Улан-Удэ, где нам предстоит найти традиционные бурятские головные уборы для пополнения коллекции создающегося музея.

Заранее прояснив ситуацию, наметили пару мест в городе, которые имеет смысл посетить, остается лишь надеяться, что они открыты в выходной, но по прибытии по первому адресу выясняется: несмотря на вывешенный режим работы, где значится «без выходных», мы натыкаемся на закрытую дверь. Пытаемся созвониться с руководством магазина по номеру, указанному в Интернете – тщетно.

Едем по другому имеющемуся адресу, в пустынном торговом центре, где от силы ходит пара посетителей, находим искомое.

В продаже - несколько реплик традиционных бурятских головных уборов, комплексы мужского национального костюма и всевозможная сувенирная продукция на данную тематику.

Интересуемся у продавщицы, общительной дамы в возрасте, по национальности бурятки:

- А вы можете рассказать, какое значение имеет форма и цвета этого головного убора?

- Конечно, посмотрите: эта мужская шапка имеет форму конуса, или горы, поля загнуты наверх так, что между ними и самой «горкой» остается глубокая складка, опоясывающая голову. Сверху можно увидеть круглый или овальный элемент, обычно красного, желтого или золотистого цвета, а от него свисают вниз длинные тесемки такого же точно цвета. Основание шапки всегда окрашено в черный цвет, это – цвет земли, основы, на которой человек живет, по которой ходит всю свою жизнь. Далее следует конус, он обычно имеет синий цвет, это – цвет неба, форма означает стремление вверх, она пирамидальная, оптимальна для сбора светлой космической энергии добра. Эта энергия неба и всех светлых поступков человека собирается и сохраняется в углублении, образуемом кольцевой складкой между основанием шапки и ее основной частью. Головной убор венчает символ солнца, оно либо дневное, золотистое или желтое, либо вечернее или утреннее, красного цвета. От солнышка во все стороны расходятся лучики, которые выполнены тесемками цвета, соответствующего солнцу. То есть, каждый элемент шапки имеет важное значение. Конечно, сейчас встречаются многочисленные вариации и отклонения от классических цветов и конфигурации, продается много чисто декоративных шапок, отдаленно напоминающих традиционные, народные, что бытовали в старину у бурятов.

Женский головной убор бурятов немного отличается от мужского, но в целом в нем сохранен тот же глубокий сакральный смысл и семантика, характерная для кочевого народа, имеющего сложные, многоуровневые представления о мире. Женскую шапку украшают две красные ленты, свисающие сзади, а также жемчужные бусинки, нанизанные на нити, ниспадающие в височной области.

Такой замечательный экскурс в символику национального головного убора провела для нас эта женщина, с ее слов, ранее работавшая в налоговых органах, а на пенсии устроившаяся продавцом в магазин, чтобы помогать финансами детям и внукам.

Мы внимательно осмотрели весь ассортимент представленной продукции, остановив свой выбор на нескольких наиболее традиционных мужских и женских головных уборах, более того, взяли еще халат, красивый, выполненный из китайского синего шелка, прилагающийся к нему пояс-кушак и соответствующего цвета шапку. Дабы убедиться в том, что в музейной экспозиции этот комплекс национальной одежды будет смотреться достойно, попросили нашу собеседницу надеть приобретаемые экспонаты на Олега.

В итоге выглядеть он стал как настоящий бурят, а на фото, снятом вместе с манекеном, установленном в торговом зале, нашего спутника почти не отличишь от славных жителей этих мест, сохраняющих свою национальную культуру посреди степей и сопок Забайкалья.

В соседнем торговом зале представлена одежда шамана, лицо его закрыто длинными разноцветными лентами, в руках – большой бубен, с помощью которого шаман призывает духов и структурирует окружающее пространство.

Все приобретенные изделия будут представлять культуру бурятов в Музее головных уборов, который впоследствии откроется в Вятских Полянах.

Следующим пунктом посещения стала площадь Советов, на которой установлен огромный бюст Ленина: вождь мирового пролетариата настолько гигантских размеров, что виден издалека, перекрывая собой часть фасада здания республиканской администрации.

Мы не обошли вниманием и этот уникальный памятник эпохи социализма, тем более, жители города, встреченные нами ранее на улицах, настоятельно рекомендовали посетить именно центральную площадь города как один из наиболее популярных туристских объектов Улан-Удэ.

Далее наш путь лежит в Этнографический музей народов Забайкалья, расположенный в районе Берёзовка, в живописном сосновом бору. Вся территория музейного комплекса поделена на зоны, представляет собой тематический ансамбль разнообразных сооружений, каждое отражает ту или иную культуру многонационального населения республики, здесь представлены крестьянские дома, зимние и летние юрты коренных народов Бурятии, христианские и буддистские ритуальные сооружения и многое другое.

Прогулка по территории музея – это приятное погружение в культуру и быт многих народов, составляющих население Забайкалья, здесь же проходят всевозможные праздники и фестивали

Отдельным туристским объектом на территории музейного комплекса является мини-зоопарк, в нем собрана коллекция многих видов животных, обитающих в Забайкалье (медведи, волки, лисы, яки, олени, косули и хищные птицы, есть даже пара двугорбых верблюдов и настоящий тигры).

Детвора с нескрываемым любопытством и восторгом знакомится с животными, хотя на нас эта часть экспозиции произвела не самое лучшее впечатление, все же, условия содержания животных оставляют желать лучшего, им требуется значительно большая площадь, просторные вольеры и условия, приближенные к естественным, в противном случае они сильно страдают, что отчетливо видно посетителям. Трое медведей в муках мечутся по совсем крохотной клетке, в которой даже нет тени, им негде спрятаться от палящих лучей солнца и от любопытных посетителей. В этом смысле передовой опыт зоопарков Австралии или Западной Европы был бы очень кстати.

Далее мы держим путь к самому прекрасному озеру, расположенному в ста с небольшим километрах от Улан-Удэ, к легендарному Байкалу, овеянному преданиями. Это – самое глубокое озеро и крупнейший резервуар пресной воды на нашей планете. По пути наслаждаемся прекрасными видами, открывающимися по обе стороны от автострады, для того, чтобы как можно ближе познакомиться с природой Забайкалья, мы по совету друзей направляемся на восточный берег озера, в район Гремячинска и Максимовки (последнюю нам особенно рекомендовали местные жители, считая это место самым красивым на Байкале).

Долгая дорога приводит нас на пологий песчаный берег одного из красивейших озер планеты. Оставляем автомобиль на грунтовой дороге и направляемся на песчаный пляж, заполненный отдыхающими.

Прямо перед нами – прекрасное, чистейшее озеро, противоположный берег его местами не виден, горные массивы уходят в туманную дымку, создавая прекрасную атмосферную дымку, на фоне которого темнеет полоса поверхности воды, на нас бегут почти метровой высоты волны, прямо как на берегу моря. Кстати, местные жители называют Байкал именно морем за его необъятные размеры и высокие волны, образующиеся в ветреную погоду.

Поблизости находим каменистую отмель, о гранитные валуны разбиваются кристально чистые волны озера-моря, а мы, радуясь долгожданной встрече с Байкалом, прилегли на камнях и, закрыв глаза, наслаждаемся плеском волн и свежим запахом воды и прибрежных трав.

Каждый из нас многие годы мечтал побывать здесь, и вот, наконец, эта мечта обрела реальное воплощение. Красота этого озера непередаваема, оно обладает множеством уникальных свойств, перечислять которые можно до бесконечности. Прежде всего, Байкал – это самое чистое озеро в мире, прозрачность воды составляет 40 м., его средняя глубина – 744 м., а максимальная – 1642 м., длина береговой линии – 2000 км. В последние годы озеро привлекает большое количество туристов, на его берегах создаются новые и реконструируются уже имеющиеся объекты туристской инфраструктуры. Несмотря на низкую температуру воды, в Байкале можно искупаться, правда, совсем недолго, но поверьте, это многого стоит! Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь-Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила реку Енисей и стала выносить воды отца своему любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял её. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается её началом.

Насладившись красотой озера, мы едем на север, в сторону поселка Максимовка, в районе которого нам предстоит провести ночь на берегах величественного Байкала. Мы долго несемся по качественному шоссе, а затем – по грунтовой дороге, засыпанной щебнем, огибая высокие мысы, вскоре навигатор приводит нас на территорию бывшего пионерского лагеря, переоборудованного в зону отдыха для не требовательных к условиям проживания туристов, готовых мириться с некоторыми бытовыми издержками. Приветливые сотрудницы базы отдыха предоставляют нашему экипажу четырехместный деревянный домик, стоящий среди соснового бора в паре минут ходьбы от песчаного пляжа.

Первым делом мы направляемся купаться, дабы реализовать давнюю мечту. Спускаемся на пляж, поблизости стоят несколько кемпинговых палаток, отдыхающие целыми семьями выбираются на берег, сидят у костра, а воду для готовки пищи и для питья берут прямо из озера. Заходим в воду, а она совсем холодная, от силы градусов 12-15! Вначале все тело обжигает холодом, а затем, по мере привыкания, начинаешь немного согреваться, заходя по пологой песчаной отмели как можно глубже. Главное – решительно окунуться целиком в воду, а лучше нырнуть в нее с головой. Ощущение чистоты и свежести тотчас же овладевает вами, но долго в такой воде не поплаваешь, лишь пару-тройку минут, а затем нужно неспешно выйти на берег и согреться на ярком солнышке или у костра. Нам вода не показалась очень холодной, в ней вполне можно провести 5-10 минут. Восторгам нашим нет предела: веселимся как дети, поднимая море брызг, ныряя в кристально чистые воды Байкала. Наверное, было бы неплохо надеть гидрокостюм, маску, трубку и ласты, поплавать в удивительно прозрачной воде озера как можно дольше, но, к сожалению, возить по миру такое оборудование очень проблематично, потому мы довольствуемся лишь возможностью чуточку поплавать в ледяной воде озера.

Затем идем на ужин, приготовленный специально для нас в столовой, при въезде на базу отдыха. Солнце клонится к закату, окрашивая пейзажи в удивительные пурпурно-красные и фиолетовые цвета, над различимыми на противоположном берегу горными массивами тянутся пушистые облака, спускаясь к основаниям горных склонов, солнечные лучи преломляются в легкой атмосферной дымке, перед нами открываются потрясающие воображение, торжественные картины яркого, колоритного заката на Байкале.

Шелест волн, разбивающихся о прибрежные гранитные глыбы, алая дорожка солнечного света на поверхности воды, запах свежести и чистоты, дуновение ветра, - созерцание этой идиллической картины вызывает в душе самые восторженные ощущения. Ради этого заката стоило родиться на свете, прожить свои годы, пуститься в путешествие вокруг Земли, а затем уже оказаться в столь потрясающем воображение месте.

Но это еще не все, впереди нас ждет настоящая деревенская баня с березовыми веничками, а затем – ночное купание в студеных водах Байкала под яркими звёздами. Специально для нас местный сторож, полюбивший эти места и переехавший сюда на постоянное место жительства, затопил баню, и пока мы ужинали, она выстоялась. В последний раз мы парились в русской бане в Санкт-Петербурге, 7 апреля, прежде чем покинули пределы России, отправившись в кругосветное путешествие.

Глубокой ночью, после очередной парки, сидя на крылечке под яркими сибирскими звездами, мы молча наслаждаемся прекрасным моментом, когда сбываются давние мечты, а мир вокруг видится совершенным, его божественная красота и необычайная притягательная сила Большой воды заставляет душу трепетать и испытывать настоящий катарсис, квинтессенцию чувств, которые невозможно передать словами. Лишь тишина созерцательности способна приблизить нас к ощущению единения с красотой Творения. Разогревшись в парной, мы идем купаться в студеных водах Байкала, когда миллионы ночных светил отражаются в ставших тихими и спокойными водах великого озера.

А затем, взбодрившись, смыв всю многодневную усталость и напряжение долгого пути, мы не можем удержаться, и стоя у кромки воды, поем старую русскую народную песню. Слова ее разносятся гулким эхом над поверхностью воды:

«…По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…»

Широта русской души сопоставима с необъятными просторами нашей огромной страны, с ее безбрежными лесами, лугами, горами, болотами, реками и озерами, в такой момент уже невозможно выразить свой восторг иначе, кроме как просто молчать, или петь. В ночной тиши над гладью Байкала разносится звук человеческого голоса, слова старинной песни, в них – великая вселенская тоска, надежда и бесконечная любовь, неизбывность великой русской печали, мудрого принятия мироздания во всех его формах и проявлениях.

«…Отец твой давно уж в могиле землею сырою зарыт,
А брат твой в далекой Сибири давно кандалами зенит…»

Дневник Hatmaster: 28 июля 2014. Озеро Байкал (Максимовка, Гремячинск, Байкальск) – Иркутск – Ангарск (Иркутская область)

2 Августа 2014 в 22:38 ·

дневник

День выдался ясным и теплым, байкальская вода искрится солнечными бликами, лаская прибрежные гранитные валуны.

А нам вновь пора собираться в дорогу, чтобы, обогнув огромное озеро, направиться в Иркутскую область, ближе к дому. После легкого завтрака собираем вещи и отправляемся в путь, интереса ради заезжаем в поселок Максимовка, что приютился посреди таежного леса на самом берегу Байкала.

Весь поселок – сплошь деревянные домики и дачи, они рассредоточены повсюду, много новых построек, видимо, жизнь понемногу возвращается сюда, хотя мы не заметили какой-либо системы в застройке, судя по всему, процесс этот носит сугубо стихийный характер.

Выезжаем на высокие песчаные дюны, что окаймляют озеро, на них стоят бурятские юрты, видимо, использующиеся в качестве туристических домиков. Перед ними – высокий, метров пять, деревянный крест; на песке расположились рыбаки с удочками и отдыхающие, живущие в палатках.

«Дикий» отдых на Байкале пользуется большой популярностью у местных жителей и приезжих, в отличие от многих стран той же Европы, где порой и палатку поставить негде, здесь же можно практически в любом месте установить палаточный лагерь и свободно отдыхать в одном из красивейших мест нашей планеты.

Заезжаем в сельповский магазин, чтобы купить мороженое и воды, не покидает ощущение, будто вернулись в 70-80-е годы прошлого века, когда многие из нас в детстве ездили отдыхать в деревню или в пионерский лагерь. Сюда еще не пришел дух капитализма, уклад жизни остался прежним, а лица людей несут черты милой советской наивности и простоты.

Честно говоря, несмотря на отсутствие сервиса, приятно было побывать в таких местах, навевающих ностальгические воспоминания о прошлом.

Конечно, на Байкале есть и очень дорогие, пафосные отели для иностранных граждан и отечественных «иностранцев», сервис элитного отдыха в последние годы активно развивается и здесь, но многим из нас милее оказаться в именно таком простом и незатейливом месте, среди деревенских домиков, веселых детишек, снующих по не покрытым асфальтом улочкам.

Дальнейший наш путь проходит вновь через Гремячинск, где мы побывали проездом вчера, впервые насладившись видами Байкала, по пути останавливаемся возле береговой линии, увидев сквозь деревья рыбаков, очень хочется посмотреть на байкальского хариуса.

Мужики, экипированные по всем правилам сурового северного края, время от времени вытягивают из кристально чистых вод озера серебристых рыбешек, аккуратно складывая их в садок, припертый камнями.

Мы знакомимся с ними и просим показать знаменитый байкальский деликатес, супруга одного из них, колдующая над завтраком у туристической палатки, с радостью демонстрирует нам утренний улов.

- А омуля ловите тоже на удочку? – Интересуется Валерий, самый заядлый из нас рыбак и охотник.

- Омуля у берега не поймаешь, надо выходить в море (так местные называют Байкал) на 1-2 километра, его только сеткой берут, на удочку не клюнет – не та рыба, - отвечает рыбак.

Мы продолжаем движение на юг, вдоль берегов озера, затем трасса уводит в сторону Улан-Удэ, и многие десятки километров движемся по ней в противоположном направлении, затем при помощи навигатора существенно срезаем расстояние, уйдя на проселочную дорогу, по которой предстоит пройти около 80 км.

Посреди тайги, на пути нам встречается лишь один населенный пункт, сплошь старые, совсем маленькие домики, из признаков цивилизации – лишь электричество да старые, проржавевшие спутниковые тарелки на крышах облупившихся халуп.

Деревенька отчасти вросла в землю, но жизнь в ней все же теплится, о чем свидетельствуют местные механизаторы, обрабатывающие поле при помощи тягловой силы – лошадок. Мы, привлеченные этой необычной для наших дней картиной, подъезжаем поближе, встречаем по пути деревенского жителя, он едет на велосипеде, в зубах – папироса.

- Как Россия живет, простая сибирская деревенька? – Интересуемся у него мы.

- Как живет? Да … живет, сами то не видите разве? – Отвечает он, затянувшись очередной порцией смолистого «Беломора».

- Как не видим, от самой Находки едем и все видим, - отвечает Валерий.

- То-то же, а сами-то откуда будете? – Интересуется мужик.

- Из Кировской области, домой возвращаемся, путешествовали по всему миру на этом вот автомобиле, много всего видели, - отвечаем мы.

- Ну ниче себе вас занесло. И в Америке были? – Интересуется мужик, разглядывая изображение маршрута экспедиции на бортах нашей «Тойоты».

- И в Америке были, и в Австралии, - утвердительно отвечаем мы.

- Ну ни … себе, - искренне удивляется мужик и смотрит на нас как на инопланетян, вышедших из только что приземлившейся посреди диких просторов Сибири «летающей тарелки».

Между тем покладистые лошадки делают очередной круг, тянут за собой бороны, над полями стоит звенящая тишина, лишь легкое дуновение ветра качает сочные соцветия иван-чая да тысячелистника. Российская глубинка живет своим укладом, не видя особых перемен, как будто и нет нигде огромных мегаполисов, великих строек и мега-проектов, финансово-экономических и политических кризисов, войн и революций. Вообще ничего больше нет, кроме этой вечной, безграничной страны, затерявшейся на одной шестой части суши, растянувшейся во весь евразийский континент, чтобы проехать на автомобиле по единственной ее сквозной дороге от восточных границ до западных вам потребуется от трех недель до месяца, а если останавливаться временами чтобы перевести дух – и того больше.

Мы прощаемся с трудягами и их покорными лошадками и направляемся дальше, вдоль реки Свияги, в честь которой в свое время назвали марку отечественного холодильника: красивая речка, широкая и чистая.

Пока продолжаем движение по грунтовке, на протяжении 80 километров нам встречается лишь одна попутка, и больше ни души, как будто этой дорогой вообще никто не пользуется. Затем выбираемся на трассу, идущую вдоль восточного байкальского берега, вплоть до южной оконечности озера. Целый день уходит на то, чтобы обогнуть Байкал и попасть в его крайнюю южную точку, в городок Байкальск.

По пути наслаждаемся прекрасными видами Байкала, который особенно прекрасен в лучах закатного солнца, трасса то и дело взбирается на горные склоны, и с большой высоты панорама водной глади, местами ограниченной дальними горными массивами, впечатляет своей ширью и размахом. К сожалению, мы не встречаем ни одной смотровой площадки, откуда можно было бы произвести фотосъемку, или просто насладиться видами Байкала. При строительстве дороги эта эстетическая потребность туристов не учитывалась в отличие, предположим, от той же Австралии где одна из самых старых автомобильных дорог, называемая «The Great Ocean Road» (Великая океанская дорога), открытая в 1919 году, сплошь оснащена многочисленными площадками, на которых можно припарковать автомобиль и насладиться красотой морских пейзажей.

Перекусить останавливаемся у придорожного кафе. Юго-восточный берег Байкала гористый, здесь озеро вплотную подходит к хребту Хамар Дабан, горные вершины в вечернем освещении смотрятся просто потрясающе, с горных склонов в сторону озера по каменному ложу текут многочисленные реки, через которые перекинуты мосты.

Мы время от времени останавливаемся для того, чтобы пусть бегло, но насладиться торжественной красотой этих дивных мест. Постепенно приближаемся к Байкальску - крупной железнодорожной развязке (Транссибирская магистраль также проходит вдоль байкальского берега, у самой воды). Сам Байкальск показался нам совершенно безликим, старым советским городком с невзрачной, серой архитектурой и явными признаками стагнации, странно было видеть столь бесцветный городишко на берегу величественного и прекрасного озера, налицо несоответствие формы и содержания. Огибая железнодорожные пути, мы взбираемся наверх, где находим первую и последнюю смотровую площадку, с которой бросаем взор на озеро Байкал, уходящее далеко за линию горизонта, мы находимся у его южного края. Не хочется прощаться с прекрасным озером, мы мысленно говорим ему «до свидания!».

Впереди нас ждет стремительный подъем по горному серпантину, а затем начинается спуск на совершенно плоскую Восточносибирскую равнину. Между тем становится совсем темно, ночь вступает в свои права, а мы все несемся по трассе, время от времени обгоняя огромные автофургоны. Оставляем в стороне Иркутск, направляясь в город Ангарск в надежде остановиться на ночлег в одной из его многочисленных гостиниц, значащихся в базе GPS-навигатора.

Но на практике выявляется полное отсутствие свободных номеров во всех без исключения отелях и мотелях Ангарска; навигатор вначале направляет нас в какие-то глухие дворы на окраине города, там, минуя широкие лужи, мы так и не находим гостиницу, к которой нас вело электронное устройство, судя по всему, она давно была ликвидирована. Останавливаемся на задворках, где находим ожидающих такси мужиков, возвращающихся, судя по всему, с увеселительного мероприятия, которое ныне модно называть «коропоративом» (по сути – та же пьянка) и спрашиваем, как проехать до ближайшей гостиницы. Они долго и путано объясняют, где можно найти постоялый двор в столь поздний час. Вскоре прибываем по нужному адресу, но свободных мест и здесь нет. Видать, славный город Ангарск, в котором великое множество гостиниц, настолько популярен среди приезжих, что впору заинтересоваться им какой-нибудь крупной международной гостиничной корпорации, например сети отелей “Hilton” и возвести здесь гигантский гостиничный комплекс на несколько тысяч мест. Точно – не прогадают!

Не найдя пристанища, мы поздней ночью заезжаем на автозаправку, покупаем фаст-фуд и ужинаем прямо на капоте автомобиля, а затем выезжаем на трассу и движемся в сторону Красноярска в надежде найти хоть какой-нибудь постоялый двор. Наконец, уже после часу ночи, заселяемся в маленький мотель и тотчас же засыпаем мертвым сном, изрядно вымотавшись, что неудивительно, так наш общий дневной пробег составил более 1100 км.

Дневник Hatmaster: 30 июля 2014. Амурск – Красноярск - Новосибирск (Россия)

2 Августа 2014 в 22:50 ·

дневник

29 июля

Придя в себя после долгого переезда с берегов Байкала, мы с раннего утра вновь отправились в дорогу, впереди - большой участок пути до Красноярска, где нас ждет очень интересный человек, изготавливающий шаманские ритуальные головные уборы, и не только их.

Но нам еще ехать и ехать по необъятным просторам России, потому запасаемся терпением и продолжаем свой путь. Природа становится абсолютно неотличимой от нашей, вятской, за тем исключением, что повсюду растут лишь белоствольные березы. Хвойных деревьев мы в этих местах не встречали. Вокруг – луга и поля, ни холмика, ни горки: сибирская равнина абсолютно плоская, дорога тянется многокилометровыми прямыми как стрела участками, на которых можно развивать хорошую скорость. Движение стало боле быстрым, поскольку количество автомобилей на этом участке пути не такое большое.

В течение всего дня мы лишь ехали, ехали по равнине, любуясь березовыми рощами да многоцветьем российских лугов; во многих местах трасса ремонтируется, иногда многокилометровые объезды выматывают, а наша «Тойота» погружается в густое облако пыли, поднятое большегрузами, зато как бывает приятно выбраться из пылевого облака на новенький, только что положенный асфальт, разогнаться и нестись по прямой автостраде, продвигаясь всё дальше на запад, ближе к дому!

Вечером погода испортилась, мы попадаем под большой циклонический фронт, принесший холодный дождь, Красноярск встречает свинцово-серыми тучами, холодом (здесь всего 11 градусов тепла) и серыми, как нам показалось, безликими фасадами зданий. Суровый, угрюмый, город стоит на берегах Енисея, самой полноводной реки Сибири, а мы пересекаем автомобильный мост и оказываемся в заречной части. Возможно, нам так показалось, а может быть, так и есть на самом деле, но Красноярск сохранил многие черты советского периода, целые районы города фактически не изменились со времен СССР: серые, скучные фасады зданий-коробок, прямые, широкие проспекты с вечно спешащими автомобилями и покорными трамвайчиками, грустные, озабоченные текущими делами лица людей…

При помощи GPS-навигатора и системы онлайн-бронирования отелейbooking.comбыстро находим место, где можно остановиться в Красноярске, это гостиница с неплохим сервисом (в стоимость номера даже входит легкий завтрак). Собираемся в одном из снятых номеров, чтобы немного развеяться после долгой, утомительной дороги. Выезжая с Байкала, мы прикупили копченых да вяленых хариусов и омулей, которые сегодняшним вечером составили хорошее дополнение к местному, сибирскому пиву: рыба оказалась очень удачной закуской, к сожалению, она слишком быстро закончилась. Усталость берет свое, не успели мы допить по стакану пива, как Валерий уже крепко уснул, собираясь прилечь всего на пару минут. Долгая дорога утомляет, вождение автомобиля по отечественным трассам – это тяжкий труд, потому что они слишком плохо оборудованы, при одной полосе движения в каждую сторону, наличии постоянного встречного движения, очень трудно управлять транспортным средством. Хотя, при таких размерах страны и такой протяженности автодорог остается только удивляться тому, как вообще содержится дорожная сеть. Как вообще можно обустроить такую территорию, протянувшуюся на многие тысячи километров от океана до океана?

30 июля

Утром мы к своей радости позавтракали прямо в гостинице: заботливый персонал накрыл столик с чаем, кофе, нарезкой из овощей и колбасы. Мы поблагодарили работников за хороший сервис и выдвинулись в путь, в другую часть города. Погода за ночь ничуть не улучшилась, по-прежнему темно, серо, холодно и сыро. Дождик мерно капает, подгоняемый ветром, а мы продвигаемся среди пробок по проспектам Красноярска, пока не достигаем старого, советской постройки здания городских бань. При входе нас встречает высокий. приветливый сибиряк, Владимир Лаптёнок, мастер этнографической реконструкции, создавший мастерскую «Звериные обереги».

- Мы сейчас в баню пойдем? – Спрашиваем с нескрываемым любопытством у Владимира.

- Можно и так сказать, кстати, баня здесь неплохая, хотя и старовата. А моя мастерская находится в этом же здании, часть его долгое время не использовалась и сдается в аренду.

Мы проходим мимо кассы, - надпись на ней гласит: «Уважаемые клиенты! По истечении времени помывки в номерах автоматически гаснет свет!», - из оконца которой за нами внимательно наблюдает большая кошка. Не можем удержаться, чтобы не подойти и не погладить это чудесное животное, кошка оказалась ласковой, тотчас же принялась мурлыкать.

- Это – Муся, всеобщая любимица, - рассказывает Владимир, - проходите в мастерскую, она небольшая, но вы там наверняка найдете много интересного.

Крохотная мастерская, всего о двух комнатках, плотно забитых чрезвычайно интересным этнографическим материалом, оказывается очень уютной для заинтересованного общения с хозяином «Звериных оберегов». На стене красуется большой лошадиный череп с яркими цветными лентами; видя наше удивление, Владимир рассказывает:

- Это – Хранитель мастерской, по шаманской традиции в каждом помещении должен быть особый дух, который оберегает пространство и людей, в нем находящихся, от злых сил. А кто может защитить лучше, чем череп, который и сам является атрибутом смерти?

На стенах – великое множество шапок из шкуры медведя, росомахи и других таежных жителей, охотничьи и бытовые ножи, изготовленные в точном соответствии с древними народными традициями, обереги из разнообразных материалов, устрашающего вида маски алтайских и эвенкийских шаманов. А в соседней каморке – рабочее место, оснащенное всевозможным инструментарием и приспособлениями для обработки природных материалов – кожи, меха, кости и т.д.

- Владимир, как давно вы занимаетесь изготовлением этих удивительных изделий? – Интересуемся мы.

- Пожалуй, уже более 27 лет, так получилось в моей жизни, что возник интерес к аутентичной народной культуре, особенно заинтересовал шаманизм как социокультурный феномен, свойственный всем без исключения древним народам, а миром, как известно, движет именно интерес. Эта тема увлекал меня настолько, что я стал внимательно изучать древние культуры Сибири, открыв для себя множество удивительных фактов, во время общения с носителями шаманских знаний, с ныне существующими шаманами, стараюсь выполнить их заказы точно и в срок. Сами понимаете, эти люди работают с духовными сущностями и с большими энергиями, попробуй, обидь шамана – тут же получишь воздаяние. Стараюсь никогда не подводить заказчиков, они же все у меня VIPы. – Делится с нами Владимир.

- И часто шаманы заказывают вам изделия? – Спрашивает Валерий.

- Частенько бывает, хотя, конечно, я делаю не только атрибуты шаманских культов, но всевозможные обереги, сувениры и маски на эту тематику, они как раз предназначены для туристов, но при этом выполнены в стиле, характерном для того или иного этноса, с учетом знаний о культуре малых народностей, населяющих Сибирь.

- Вот эти зимние шапки явно должны быть очень теплыми, они для какой народности характерны? – Спрашиваем мы, видя множество меховых шапок, висящих на стене.

- Этот головной убор называется «малахай», прототип всем известной «треухи», первоначально это была исключительно мужская калмыцкая шапка, впоследствии широко распространившаяся на обширных просторах России, где бывают очень холодные зимы. Все вы знаете «шапку-ушанку», а ее прообразом являлась «шапка-колчаковка», которая получила широкое распространение в Белой армии Колчака в 1918-1919 годах. Позднее мода на ушанки распространяется в рабочей среде Петербурга, а затем и по всей России. Но изначально прообразом «колчаковки» был именно малахай. Ранее все извозчики надевали во время зимних рейдов именно такие большие, теплые шапки, надежно защищавшие от сильных сибирских морозов, метелей, вьюг и ветров. Кстати, это малахай изготовлен из шкуры медведя. – Продолжает свой интересный рассказ Владимир.

- А какие головные уборы вы изготавливаете непосредственно для шаманов? – Интересуемся мы.

- Не только головные уборы, но и другие элементы одежды, а также различные аксессуары, например, бубны. Я использую большую базу данных, взятую из литературных источников и из Интернета, анализирую весь объем полученной информации, а также выявляю личные требования заказчика, шаманы – они же все такие разные.

Но иногда не берусь за выполнение заказа. Был у меня такой случай: обратилась женщина, называющая себя шаманкой, просила изготовить для нее бубен по старинной технологии. Я принялся за работу, вымочил и натянул на основу бубна кожу, просушивал его с соблюдением технологии, но по неизвестным причинам как-то утром кожа на бубне лопнула, почему – не знаю, я все делал правильно и отнюдь не в первый раз. Одновременно у меня начали болеть суставы, руки просто отнимались, что-то свыше не давало мне сделать этот бубен, как будто некие высшие силы отводили от этой женщины. Когда я стал наводить о ней справки, позвонил своим знакомым шаманам, выяснилось, что она – вовсе не шаманка, а сатанистка, и бубен ей был нужен для проведения сатанинских обрядов. Я не взял с нее ни копейки и отказался от выполнения заказа. Это – право мастера.

- Ничего себе, вот, оказывается, какие удивительные вещи происходят, когда имеешь дело с предметами культа. Конечно же, облачение шамана или священнослужителя – это очень важные элементы, имеющие символическое знание, всевозможные знаки, позволяющие должным образом проводить обряд, призывая на помощь человеку высшие духовные силы, с которыми шутки плохи. Ваше мастерство достойно восхищения! – Поддерживаем мы Владимира.

- Согласен, именно поэтому я многие годы занимаюсь собственными исследованиями, сотрудничаю с учеными-этнографами, специалистами по разным малочисленным народам, населяющим Сибирь и русский Север. Это – очень обширная тема для научной работы, и тут мне во многом помогают друзья и коллеги. Собственно, я открыл мастерскую «Звериные обереги» для того, чтобы всегда были пусть и небольшие, но средства на жизнь, это – увлекательная работа, и она мне очень нравится, дает возможности путешествовать.

- А что это за кости в коробках, это явно не останки современных животных, - обращаем мы внимание на коллекцию, хранящуюся здесь же, в мастерской.

- Одно из моих хобби – это палеонтология, коллекционирование костей ископаемых животных ледникового периода, их у нас можно найти нередко во время выездов на природу и научных экспедиций. Посмотрите, это – челюсть ископаемого медведя, обратите внимание, как сильно у него сточены зубы, более чем наполовину. Причем, это вовсе не старый мишка, а относительно молодой топтыгин. Непонятно, какой такой пищей он мог настолько сильно сточить зубы.

Действительно, только человек с очень широким мировоззрением может создавать столь необычные вещи, как шаманскую одежду, обереги, бубны и другие важные предметы шаманского культа, которые должны быть выполнены с соблюдением древнейших технологий, более того, нести соответствующую знаковую и энергетическую информацию. Ведь у каждого шамана – свои требования, свой взгляд на природу вещей, тут не может быть усреднения, стандартизации, всегда – сплошная импровизация.

Владимир приглашает нас во вторую свою мастерскую, расположенную этажом выше. В ней мастер работает с такими материалами как кость или рог. Валерий вмиг заинтересовался сигнальным рогом, изготовленным из сарлыка – одомашненного дикого яка. Тотчас же начав дудеть в рог, Валерий затрубил на всю баню, наверное, внизу, за стенами даже тазики попадали от столь мощного звука.

- Продадите этот рог? Я псовой охотой занимаюсь, песик у меня опытный есть, уже не молодой, слышит плохо, а я приучу его откликаться на звук этого рога, его он точно услышит, - спрашивает Валерий.

- Да, конечно, для вас – все что угодно, - соглашается мастер.

Мы еще долго общаемся на самые разные темы, пьем чай со сладостями, а за компьютером сидит совсем молодой паренек, увлеченно смотрящий научно-популярный фильм производства BBC, рассказывающий о будущем нашей планеты.

- Иван, мой сын, очень увлекается динозаврами, и вообще палеонтологией. Иной раз даже оторваться не может от книг и научных фильмов, - говорит Владимир.

- Что ж, достойная смена у вас растет, остается лишь по-доброму позавидовать, - соглашаемся мы.

В итоге приобретаем для Музея головных уборов целый комплект изделий, мастерски изготовленных Владимиром: шапку малахай, маску «кам» (алтайского шамана), маску эвенкийского шамана, шаманский бубен из козьей кожи… А еще мастер дарит нам традиционную народную куклу «Акань», вместо головы и тела у нее – утиный клюв.

Настает время расстаться с этим необычным человеком, глубоко исследующим и оберегающим традиции изготовления шаманских и древних народных головных уборов, утвари и оберегов. Обмениваемся контактами с надеждой продолжить сотрудничество, а при случае – совершить совместные экспедиции по степям Калмыкии и Монголии да по Сибири-матушке.

Выходим на улицу, а дождик уже прекращается, вскоре из-за сплошных серых туч проглядывает робкое солнышко. Мы направляемся за город, на трассу, ведущую нас дальше, в сторону дома. Вчерашние представления о Красноярске сегодня значительно улучшились благодаря общению с Владимиром и хорошему гостиничному сервису. К тому же, в другой, заречной части город предстал перед нами в совсем иных красках: новостройки с разнообразными высотными зданиями из стекла и бетона, оригинальные сооружения из современных композитных материалов, - все это создает разительный контраст со старой, сохранившейся с советских времен частью города, показавшейся нам серой и безликой.

Мы держим путь в Новосибирск, где завтра запланирована большая пресс-конференция в пресс-центре «Комсомольской правды». Проезжаем Кузбасс и Кемерово, очень чистый и красивый город, где даже подстрижены все газоны, на улицах отсутствует мусор, а фасады зданий не уродует безвкусная реклама. В Кемерово чувствуется высокий уровень городской культуры, из числа всех городов России, что мы посетили за последние почти 2 недели, этот город вызвал самые положительные ощущения. По крайней мере, хотя бы чисто внешне. Кузнецкий угольный бассейн – одна из важных составляющих экономики нашей страны, естественно, этому региону уделяется самое пристальное внимание, наверное, именно в этом заключается секрет такого уровня развития города, хотя, не все зависит от отношения государства, самое важное – это мировоззрение и культура самих людей, жителей того или иного города. Можно построить город-сад и в считанные дни превратить его в помойку. Наверное, и бытие определяет сознание, и сознание – бытие, образуя своего рода замкнутый круг.

Поздним вечером мы прибываем в пригород Новосибирска, долго едем по трассе, при помощи программы GoogleMaps Олег производит сканирование всех окрестных гостиниц, находит базовую информацию о них, звонит на лобби и узнает уровень цен. Все без исключения гостиницы оказываются очень дорогими, цена – значительно выше, чем приличный номер в американском отеле. После такой ночной «инспекции» более чем двадцати гостиниц, мы, наконец, находим искомое и останавливаемся в мотеле «Амазонка», совсем недалеко от трассы, правда, это место в большей степени является рестораном, где тусит неформальная молодежь, одетая в кожаные косухи и приезжающая сюда на дорогих мото-байках. На оба этажа – один туалет, но нам уже все равно, времени – второй час ночи, жутко хочется спать.